Какая ответственность грозит за нарушения, допущенные в процессе ликвидации

21 мая 2018

Юридические и физические лица, виновные в нарушении законодательства о труде, несут дисциплинарную, административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с законодательством (ст. 465 Трудового кодекса Республики Беларусь; далее – ТК).

За нарушение законодательства о труде административная ответственность предусмотрена ст. 9.19 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП).

При наложении административного взыскания на физическое лицо учитываются:

– характер совершенного административного правонарушения, обстоятельства его совершения;

– личность физического лица, совершившего административное правонарушение, степень его вины;

– характер и размер причиненного вреда;

– имущественное положение физического лица, совершившего административное правонарушение, а также обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность.

При наложении административного взыскания на юридическое лицо учитываются:

– характер административного правонарушения;

– характер и размер причиненного вреда;

– обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность;

– финансово-экономическое положение юридического лица (ст. 7.1 КоАП).

Действующим законодательством предусмотрена уголовная ответственность за преднамеренную экономическую несостоятельность (банкротство) и препятствование возмещению убытков кредитору (кредиторам) (ст. 240–241 Уголовного кодекса Республики Беларусь).

В случае наличия в действиях директора, учредителей, председателя ликвидационной комиссии (ликвидатора) признаков указанных преступлений соответствующие сообщения рассматриваются органами финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь для решения вопроса о привлечении виновных лиц к уголовной ответственности.

Помимо уголовной ответственности, собственник имущества (учредители, участники), председатель ликвидационной комиссии (ликвидатора), допустившие нарушения требований законодательных актов, регулирующих порядок ликвидации юридического лица, в результате которых юридическое лицо было исключено из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей без применения процедуры экономической несостоятельности (банкротства), солидарно несут субсидиарную ответственность по обязательствам ликвидированного юридического лица в размере неудовлетворенных требований кредиторов (п. 25 Положения о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 1; далее – Положение).

Правом предъявления в хозяйственный суд исков о привлечении к субсидиарной ответственности собственника имущества (учредителя, участника), председателя ликвидационной комиссии (ликвидатора) наделены:

– кредитор (кредиторы);

– органы Комитета государственного контроля Республики Беларусь, прокуратуры, внутренних дел, государственной безопасности;

– налоговые и иные уполномоченные органы в пределах своей компетенции (п. 25 Положения).

 

Справочно: уполномоченное должностное лицо нанимателя – руководитель (его заместители) организации (обособленного подразделения), руководитель структурного подразделения (его заместители), мастер, специалист или иной работник, которому законодательством или нанимателем предоставлено право принимать все или отдельные решения, вытекающие из трудовых и связанных с ними отношений (ст. 1 ТК).

Ольга Сбитнева, юрист

Полный текст статьи доступен для подписчиков журнала или для тех, у кого есть демо-доступ

Приглашаем всех посeтителей сайта получить демо-доступ на один день ко всем материалам электронного "Я - юрисконсульт организации" в полном объеме

Если вы заметили ошибку в тексте актуального комментария, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.