Вопрос-ответ
Налоговые проверки
Вправе ли налоговый инспектор требовать у главного бухгалтера нашей организации документы об образовании, дающие ему право работать главным бухгалтером?
Не вправе.
В первую очередь отметим, что документы об образовании как таковые не предоставляют права работать в какой-либо должности.
Кроме того, следует учитывать, что обязанность предоставлять документы и сведения, которые необходимы для исчисления, уплаты и взыскания налогов и сборов, установленная ст. 22 НК, является обязанностью плательщика, а не главного бухгалтера организации. Главный бухгалтер вообще не может выступать лицом, в отношении которого может быть заявлено подобное требование, так как в рассматриваемом случае плательщиком выступает организация, а не ее работник (главный бухгалтер). Сама же организация не может предоставить документы об образовании физического лица, работающего в ней главным бухгалтером, так как они у нее отсутствуют и вообще не относятся к документам организации.
Также обращаем внимание на тот факт, что в соответствии с подп. 1.4 п. 1 ст. 22 НК налоговый орган вправе потребовать, а плательщик обязан предоставить только те документы и сведения, которые необходимы для исчисления, уплаты и взыскания налогов, сборов (пошлин). Документы об образовании не являются документами, необходимыми для исчисления, уплаты и взыскания налогов, сборов (пошлин), так как ни их отсутствие, ни их наличие не влияют и не могут влиять на возникновение или прекращение налоговых обязательств плательщика. Такие документы не используются в налоговых правоотношениях.
Таким образом, ваш главный бухгалтер не обязан выполнять данное требование, так как оно не основано на требованиях действующего налогового законодательства.
Документ:
Налоговый кодекс Республики Беларусь (далее – НК).
Есть ли в законодательстве указание на то, какие документы вообще вправе потребовать налоговый инспектор у нашей организации?
Есть.
Плательщик обязан представлять в налоговый орган по месту постановки на учет в порядке и случаях, установленных законодательством, налоговые декларации (расчеты), а также другие документы и сведения, необходимые для исчисления, уплаты и взыскания налогов, сборов (пошлин) (подп. 1.4 п. 1 ст. 22 НК).
Указанная норма направлена на то, чтобы обеспечить функционирование налоговой системы и исполнение плательщиком требований налогового законодательства. В соответствии с ней плательщик обязан представлять в налоговый орган документы в порядке и случаях, установленных законодательством. Иными словами, данная норма вовсе не дает права налоговым органам требовать от плательщика представления любых документов на их усмотрение, она говорит об обязанностях плательщиков представлять конкретные документы, когда это прямо предусмотрено законодательством.
Типичный пример – налоговые декларации (расчеты). Обязанность их представления предусмотрена налоговым законодательством. Так, п. 2 ст. 108 НК предусмотрено, что плательщики представляют в налоговые органы налоговую декларацию (расчет) не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.
В отдельных случаях налоговые органы и их должностные лица могут требовать от плательщика иные документы, помимо тех, которые указаны в законодательстве.
Например, согласно подп. 1.6 п. 1 ст. 81 НК налоговые органы и их должностные лица в пределах своей компетенции имеют право при проведении проверки в рамках вопросов, подлежащих проверке, требовать и получать от плательщиков (иных обязанных лиц), если иное не предусмотрено п. 3 ст. 70 НК, необходимые для проверки документы (их копии), в т.ч. в электронном виде, иную информацию, касающуюся их деятельности и имущества, проверять наличные деньги в кассе и у подотчетных лиц, ценные бумаги и другое имущество.
Таким образом, работники налоговых органов вправе требовать от плательщика представления документов, относящихся исключительно к расчету и уплате налогов и сборов, в частности, подтверждающих суммы и расчеты, указанные в налоговых декларациях, права на налоговые льготы.
Справочно:
о формах налоговых документов: постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 15.11.2010 № 82 «Об установлении форм документов, необходимых для исчисления, уплаты налогов, сборов (пошлин), и о некоторых вопросах порядка их заполнения, представления подтверждения постоянного местонахождения иностранной организации, ведения учета выручки от реализации товаров (работ, услуг), доходов и индивидуальными предпринимателями (нотариусами, осуществляющими нотариальную деятельность в нотариальном бюро, адвокатами, осуществляющими адвокатскую деятельность индивидуально)».
Мы в первый раз сдали расчеты по авансовым платежам и переживаем, будут инспекторы проверять сведения или нет. Может ли налоговый инспектор в ходе камеральной проверки запрашивать какие-либо документы для проверки декларации?
Да, в определенных случаях.
Камеральная проверка проводится на основании тех документов, которые плательщик представляет в соответствии с требованиями, прямо предусмотренными налоговым законодательством, в первую очередь, налоговых деклараций (п. 1 ст. 70 НК). Вместе с тем при проведении камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать от плательщика (иного обязанного лица) иные документы и дополнительные сведения, получить пояснения по исчислению и уплате налогов, сборов (пошлин) (п. 3 ст. 70 НК).
Однако правомочия налогового органа в этом вопросе существенно ограничены, так как налоговый орган:
– не вправе истребовать от плательщика (иного обязанного лица) иные документы, если иное не предусмотрено частью третьей п. 3 ст. 70 НК;
– вправе истребовать у плательщика (иного обязанного лица) дополнительные сведения, получить пояснения по исчислению и уплате налогов, сборов (пошлин).
При проверке правильности используемых организацией налоговых льгот налоговый орган вправе истребовать документы, подтверждающие право плательщика на эти налоговые льготы, дополнительные сведения, а также получать пояснения по исчислению и уплате налогов, сборов (пошлин) (часть третья п. 3 ст. 70 НК).
Юрий Веремейко, юрист
Справочно:
камеральная проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основании изучения налоговых деклараций (расчетов), деклараций о доходах и имуществе и (или) иных документов, представленных плательщиком (иным обязанным лицом) или полученных налоговым органом в соответствии с законодательством, без выдачи предписания на ее проведение (п. 1 ст. 70 НК).
Как часто может проходить выездная проверка? Может ли она следовать сразу за камеральной по тому же налогу за один и тот же период?
От 1 года до 5 лет в зависимости от отнесения субъекта к группе риска.
Может в определенных случаях.
Единый порядок назначения и проведения проверок, в т.ч. и налоговых, установлен Указом № 510. Налоговый орган вправе назначить плановые проверки в отношении проверяемых субъектов, отнесенных:
– к высокой группе риска, – не чаще 1 раза в течение календарного года. Если по результатам проведенной контролирующим (надзорным) органом плановой проверки нарушений законодательства проверяемым субъектом не установлено, следующая плановая проверка этого субъекта назначается данным контролирующим (надзорным) органом не чаще 1 раза в 2 календарных года (включая год, в котором проводилась плановая проверка);
– к средней группе риска, – не чаще 1 раза в 3 календарных года. Если по результатам проведенной контролирующим (надзорным) органом плановой проверки нарушений законодательства проверяемым субъектом не установлено, следующая плановая проверка этого субъекта назначается данным контролирующим (надзорным) органом не чаще 1 раза в 5 календарных лет (включая год, в котором проводилась плановая проверка);
– к низкой группе риска, – по мере необходимости, но не чаще 1 раза в 5 календарных лет (п. 7 Указа № 510).
Таким образом, частота назначения налоговых проверок вашей организации зависит от того, к какой группе риска вы относитесь. Критерии отнесения субъекта хозяйствования к той или иной группе риска утверждены Указом № 510. Если организация уже прошла выездную проверку, то следующая плановая налоговая проверка может быть назначена в указанные выше сроки в зависимости от группы риска, но уж никак не раньше истечения календарного года.
Исключения составляют внеплановые проверки, основания назначения которых установлены п. 9 Указа № 510.
Что касается проведения плановой и камеральной проверки в один и тот же период, то это возможно, так как камеральные проверки не подпадают под регулирование Указом № 510 (п. 21 Указа № 510). Камерально проверяется каждый плательщик каждый раз, когда подает налоговую декларацию и производит уплату налогов, поэтому камеральные проверки не подлежат планированию.
В рамках плановой проверки соблюдения налогового законодательства проверке подлежит весь период начиная от прошлой проверки или, если организация с момента государственной регистрации не проверялась, то весь период с начала ее хозяйственной деятельности. По остальным вопросам проверяется период, не превышающий 3 календарных лет, предшествующих году, в котором в установленном порядке принято решение о назначении проверки, а также за истекший период текущего календарного года (часть первая п. 13 Указа № 510). Проверяемый период обязательно указывается в предписании. Указанное ограничение также не действует в отношении камеральных проверок.
Справочно:
выездная проверка проводится, как правило, должностными лицами налогового органа по месту постановки на учет плательщика (иного обязанного лица). Выездные проверки, в т.ч. дополнительные и встречные, назначаются руководителем (его заместителем) налогового органа, проводящего проверку. В выездной проверке, назначенной руководителем (заместителем руководителя) вышестоящего налогового органа, могут принимать участие должностные лица нижестоящих налоговых органов (п. 1 ст. 71 НК).
Документ:
Положение о порядке организации и проведения проверок (далее – Положение о проверках), утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее – Указ № 510).
В течение отчетного периода наша организация неоднократно заключала сделки с другой организацией, которая относится к высокой группе риска.
Будут ли нашу организацию теперь проверять чаще?
Не будут.
Указом № 510 утверждены критерии отнесения проверяемых субъектов к группе риска для назначения плановых проверок, в соответствии с которыми субъекты хозяйствования группируются по характеристикам собственной деятельности, а не деятельности других контрагентов по совершаемым сделкам. Поэтому только по такой причине вашу организацию не причислят к иной группе и соответственно режим проверок не изменится.
Другое дело, если в результате заключаемых сделок хозяйственная деятельность вашей организации по признакам станет соответствовать более высокой группе риска. В таком случае критерии отнесения к той или иной группе риска в отношении вашей организации могут измениться, и сроки, в течение которых будут назначаться проверки хозяйственной деятельности, также могут сократиться.
Налоговая инспекция запросила у нашей компании в рамках камеральной проверки декларации по налогу на прибыль. В настоящее время у нас нет главного бухгалтера, а работник, исполняющий его обязанности, не может подготовить копии документов в течение 3 рабочих дней с момента получения требования.
Можно ли предоставить налоговому инспектору оригиналы?
Можно.
Лицо, которому адресован запрос о представлении документов и (или) информации, обязано в срок, определенный в запросе налогового органа, направить или выдать их должностному лицу налогового органа, или сообщить об отсутствии у него затребованных документов и (или) информации (часть вторая п. 2 ст. 75 НК).
Обычно документы представляются в виде заверенной должным образом копии или выписки из документов. Копии и выписки из документов визируются руководителем (заместителем руководителя) и (или) иным уполномоченным лицом и заверяются печатью организации, если иное не предусмотрено законодательством. Но при невозможности представления таких копий или выписки представляются их подлинники (часть третья п. 2 ст. 75 НК). В рамках камеральной проверки подлинники представляются только на время (для ознакомления) с последующим возвратом налогоплательщику.
Справочно:
отказ плательщика от выдачи затребованных должностным лицом налогового органа при проведении проверки документов и (или) информации либо непредставление их в установленный срок влекут ответственность в виде наложения штрафа в размере 2 базовых величин с увеличением его на 1 базовую величину за каждые 3 календарных дня просрочки представления документов и иных сведений, но не более 30 базовых величин (п. 1 ст. 13.8 КоАП).
Документ:
Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП).
Если после истечения срока проведения камеральной проверки нет никаких вопросов или претензий к бухгалтеру, то будет ли по итогам проверки составлен какой-либо документ? Получит ли фирма какое-нибудь уведомление?
Не будет. Не получит.
Если налоговый орган после получения налоговой декларации и иных документов, относящихся к налоговой отчетности, не обращается к должностным лицам организации за объяснениями или документами, подтверждающими декларируемые налоги, то это значит, что у инспектора нет сомнений в правильности уплаты налогов. Ваша фирма не получит никакого уведомления, так как оно не предусмотрено законодательством. Камеральная проверка в таком случае прошла для вас практически незаметно.
Павел Булавский, юрист
Хозяйственные договоры
Государственное учреждение предложило нашей организации, оказывающей возмездные услуги в области здравоохранения, заключить договор поручения вместо договора возмездного оказания услуг.
Есть ли какие-либо основания заменить договор оказания услуг договором поручения?
Нет.
По договору поручения одна сторона (поверенный) обязуется совершить от имени и за счет другой стороны (доверителя) определенные юридические действия (ст. 861 ГК). Главным отличием договора поручения от иных договоров является то, что поверенный совершает сделки от имени и за счет доверителя, т.е. он всегда действует на основании доверенности. Права и обязанности по сделке, совершенной поверенным, возникают непосредственно у доверителя. По сути, поручение – это посредническая сделка, цель которой заключается в приобретении прав и обязанностей не для себя, а для другого лица.
По договору возмездного оказания услуг одна сторона (исполнитель) обязуется по заданию другой стороны (заказчика) оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги (п. 1 ст. 733 ГК). Права и обязанности по этому договору возникают непосредственно у сторон без участия третьих лиц, поэтому договор возмездного оказания услуг оформляет не посреднические, а прямые хозяйственные отношения между субъектами.
Предметом договора поручения являются только юридические действия, которые поверенный должен совершить от имени доверителя (п. 1 ст. 861 ГК). Предметом же договора возмездного оказания услуг являются фактические действия исполнителя, в совершении которых заинтересован заказчик.
Кроме того, поручение – чаще всего безвозмездная сделка, так как вознаграждение поверенному за выполненные действия уплачивается только тогда, когда это специально оговорено законодательством или договором (ст. 862 ГК). Договор возмездного оказания услуг, напротив, изначально возмездная сделка, что следует уже из его названия. В хозяйственной деятельности более уместен возмездный договор.
В рассматриваемом случае мы имеем дело с оказанием услуг в области здравоохранения. Логично предположить, что в такой области заказчик будет заинтересован в том, чтобы именно исполнитель оказал ему эти услуги, а не третьи лица. Предметом услуги в области здравоохранения будет являться одно или несколько фактических, а не юридических действий. Ну, и конечно, сделка предполагается возмездной, так как юридические лица не оказывают друг другу безвозмездных услуг.
Таким образом, по всем признакам услуги в рассматриваемой ситуации должны быть оформлены договором возмездного оказания услуг, договор поручения к таким правоотношениям просто не подходит.
Обращаем внимание, что если стороны все же заключат договор поручения, а фактически будут исполнять договор оказания услуг, то такая сделка будет притворной и соответственно ничтожной (ст. 171 ГК). Последствием для сторон является необходимость возврата всего полученного по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре, – возмещение его стоимости деньгами (п. 2 ст. 168 ГК).
Юлия Кудрявец, юрист