4 июль 2014
Статья 5 из 14 ( Материал id: 54 Журнал id: 105804 )

Подчиняется ли руководитель организации коллективному договору? Царикевич В.

В пра­во­при­ме­ни­тель­ной прак­ти­ке дос­та­точ­но час­то воз­ни­ка­ют во­про­сы о рас­про­стра­не­нии дей­ст­вия кол­лек­тив­но­го до­го­во­ра на ру­ко­во­ди­те­ля ор­га­ни­за­ции в час­ти со­ци­аль­но-бы­то­во­го обес­пе­че­ния, ма­те­ри­аль­но­го сти­му­ли­ро­ва­ния тру­да, га­ран­тий и ком­пен­са­ций.

Мне­ния по дан­ной про­бле­ме диа­мет­раль­но про­ти­во­по­лож­ны: от пол­но­го от­ри­ца­ния до рас­про­стра­не­ния дей­ст­вия кол­лек­тив­но­го до­го­во­ра на ру­ко­во­ди­те­ля в пол­ном объ­е­ме. В со­от­вет­ст­вии с дей­ст­вую­щим за­ко­но­да­тель­ст­вом про­ана­ли­зи­ру­ем этот во­прос в на­стоя­щей ста­тье.     

Сторонники позиции отрицания ссылаются на то, что руководитель организации является представителем интересов нанимателя в коллективных трудовых отношениях и не является работником данной организации, которая по смыслу ст. 19 ТК является «рабочим местом», а не «местом работы».

Вторая точка зрения опирается на ст. 1, 252, 365 ТК, в соответствии с которыми руководитель организации является уполномоченным должностным лицом нанимателя, состоит в штате организации, руководителем которой является; его трудовая книжка находится в этой же организации; он получает заработную плату из средств организации, направленных на оплату труда работников этой организации, и т.д. Поэтому руководитель организации является работником данной организации независимо от того, что трудовой договор с ним заключен собственником имущества этой организации или уполномоченным им органом.

Также отмечается, что в соответствии со ст. 365 ТК коллективный договор распространяется на нанимателя и всех работников, поэтому данная норма в сочетании с частью первой ст. 14 ТК не дает оснований для ограничения руководителя организации в праве на социально-бытовое обеспечение и материальное стимулирование труда, гарантии и компенсации, установленные действующим в организации коллективным договором.

Документ:

Трудовой кодекс Республики Беларусь (далее – ТК).

Документ:

Гражданский кодекс Республики Беларусь (далее – ГК).

В трудовых правоотношениях у руководителя организации двойственный статус: он является представителем нанимателя и наемным работником одновременно

Обращаем внимание, что правовое положение руководителя юридического лица регулирует одновременно трудовое и гражданское законодательство.

С точки зрения трудового законодательства руководитель является наемным работником, т.е. лицом, состоящим в трудовых отношениях с нанимателем на основании заключенного трудового договора (ст. 1 ТК). Вместе с тем ст. 252 ТК определяет статус руководителя как физического лица, которое в силу закона или учредительных документов организации осуществляет руководство организацией, в т.ч. выполняет функции ее единоличного исполнительного органа. Права и обязанности руководителя организации определяются ТК, актами законодательства, учредительными документами, а также трудовым договором (ст. 253 ТК). Как видно, коллективного договора в этом перечне нет.

В гражданских правоотношениях руководитель является представителем юридического лица, для которого он приобретает и реализует гражданские права и обязанности

С точки зрения гражданского законодательства руководитель, являясь единоличным исполнительным органом юридического лица, своими действиями приобретает гражданские права и принимает гражданские обязанности для самого юридического лица (п. 1 ст. 49 ГК). Устав любого юридического лица содержит норму, предусматривающую, что руководитель без доверенности действует от лица организации, т.е. выполняет функцию представителя. Таким образом, руководителя можно считать представителем юридического лица (ст. 49 ГК), а для трудовых отношений – представителем нанимателя (ст. 355 ТК).

Коллективный договор – это локальный нормативный правовой акт, регулирующий трудовые и социально-экономические отношения между нанимателем и работающими у него работниками (ст. 361, 363 ТК). Сторонами коллективного договора являются работники организации в лице их представительного органа (ст. 354 ТК) и наниматель или уполномоченный им представитель, причем коллективный договор распространяется как на работников, так и на нанимателя (ст. 365 ТК). В связи с этим на практике возникают закономерные вопросы: распространяется ли действие коллективного договора не только на нанимателя, но и на его уполномоченных лиц (т.е. руководителя)? осуществляется ли это распространение действия в «автоматическом режиме» либо требуется наличие специальных оговорок в соответствующих документах?

Прямого ответа на эти вопросы в ст. 365 ТК не содержится.

Руководитель как представитель юридического лица не может заключать договоры от имени представляемого в отношении себя

Вопросы представительства более детально регламентированы гражданским законодательством (гл. 10 ГК). Поскольку трудовое законодательство не определяет содержания представительства в трудовых отношениях, обратимся к соответствующим нормам гражданского законодательства на основании части пятой п. 1 ст. 1 ГК.

Для ответа на рассматриваемый вопрос важным является правило о том, что совершать сделки от имени представляемого в отношении себя лично представитель не может (п. 3 ст. 183 ГК). Кроме того, часть четвертая ст. 356 ТК содержит прямой запрет на ведение коллективных переговоров и заключение соглашений или коллективных договоров от имени работников лицами, представляющими нанимателя.

Коллективный договор как договор, заключенный руководителем от имени нанимателя, не может порождать права и обязанности у самого руководителя

Следовательно, поскольку представители сами себя полномочиями не наделяют, то возможность наличия у организации нескольких представителей с изначально различным правовым положением (руководитель организации, работник организации, которому полномочия представителя предоставлены руководителем) также свидетельствует о невозможности «автоматического перехода» всех льгот и гарантий по коллективному договору от нанимателя к его представителю.

Обращаем внимание также на ряд вопросов, вытекающих из рассматриваемой нами проблемы и не имеющих однозначного ответа. Так, действующее трудовое законодательство допускает наличие в одной организации нескольких коллективных договоров (часть вторая ст. 356 ТК). В случае «автоматического» распространения на руководителя действия коллективного договора возникает вопрос: какой из нескольких коллективных договоров (или все действуют одновременно, а льготы суммируются) должен распространять свое действие на руководителя? Поэтому мы считаем, что действие коллективного договора на руководителя распространять нельзя. В такой трактовке указанный вопрос получает однозначный ответ.

Вопросы режима и оплаты труда, социально-бытового обеспечения, дополнительных гарантий и компенсаций следует определять в трудовом контракте, заключаемом с руководителем организации

Обязательное заключение контрактов предусмотрено с руководителями государственных предприятий, объединений, организаций и учреждений (Указ № 82) и с руководителями сельскохозяйственных предприятий негосударственной формы собственности (Указ № 51). В этих случаях выбор вида трудового договора не зависит от воли сторон трудовых отношений. Контракты подлежат заключению в соответствии с положениями, утвержденными Советом Министров, и Примерной формой контракта.

Документ:

Указ Президента Республики Беларусь от 01.09.1994 № 82 «О заключении контрактов с руководителями государственных предприятий, объединений, организаций и учреждений» (далее – Указ № 82).

Документ:

Указ Президента Республики Беларусь от 06.02.1995 № 51 «О мерах по дальнейшему развитию сельскохозяйственного производства» (далее – Указ № 51).

Справочно:

условия труда руководителя государственной организации регламентируют следующие документы:

– постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15.05.2007 № 604 «О заключении контрактов с руководителями государственных организаций»;

– Положение о порядке и об условиях заключения контрактов с руководителями сельскохозяйственных производственных кооперативов, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26.05.2010 № 791;

– постановление Совета Министров Республики Беларусь от 08.07.2013 № 597 «О совершенствовании условий оплаты труда руководителей организаций в зависимости от результатов финансово-хозяйственной деятельности, признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов» (далее – постановление № 597).

Документ:

Примерная форма контракта с руководителем государственной организации утверждена постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 22.06.2007 № 87 (далее – Примерная форма контракта).

Вместе с тем трудовое законодательство содержит нормы, прямо распространяющие действие коллективного договора на руководителя организации. Так, работникам с ненормированным рабочим днем предоставляется дополнительный отпуск (ст. 158 ТК). Порядок, условия предоставления и продолжительность этого отпуска определяют коллективный или трудовой договоры, наниматель (часть вторая ст. 158 ТК). Основания выплаты руководителю материальной помощи могут быть предусмотрены в коллективном договоре либо ином локальном нормативном правовом акте, принятом в порядке, установленном законодательством (подп. 7.2 п. 7 Положения об условиях оплаты труда руководителей государственных организаций и организаций с долей собственности государства в их имуществе, утвержденного постановлением № 597).

Таким образом, согласно законодательству наниматель может использовать на выбор один из вышеуказанных вариантов урегулирования порядка, условий предоставления и продолжительности дополнительного отпуска за ненормированный рабочий день посредством коллективного, трудового договора или иного локального нормативного правового акта. При этом упомянутая выше Примерная форма контракта позволяет закрепить продолжительность дополнительного отпуска за ненормированный рабочий день непосредственно в контракте с руководителем.

Ответ на вопрос

Вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы:

1) собственник имущества организации или наниматель при заключении контракта с руководителем обязаны обеспечить установление полных и прозрачных условий оплаты его труда, материального стимулирования, изложив их в тексте заключаемого контракта;

2) положения об условиях оплаты труда и премирования работников организации, компенсации, гарантии, льготы, предусмотренные в коллективном договоре организации, на руководителя организации не распространяются, за исключением отдельных позиций, на которые имеются отсылки непосредственно:

– в актах трудового законодательства;

– учредительных документах организации;

– контрактах (трудовых договорах) с руководителями;

3) самостоятельное решение руководителя организации о выплате самому себе денежных сумм либо получении иных льгот наряду со всеми работниками организации на основании только коллективного договора будет являться злоупотреблением им своим служебным положением, т.е. уголовно наказуемым деянием.

Данные выводы будут верны в отношении руководителей организаций любых организационно-правовых форм и даже в том случае, когда руководитель организации является единственным собственником имущества организации. Несмотря на то что функции собственника имущества организации и ее руководителя выполняет одно и то же физическое лицо, пренебрегать необходимостью раздельного документального оформления его волеизъявления в качестве собственника или руководителя не рекомендуется.

Уместно будет также заметить об одной особенности правового статуса председателя колхоза (сельскохозяйственного производственного кооператива) как руководителя организации. Как известно, председатель колхоза избирается на должность общим собранием колхоза, а контракт с ним после избрания заключает районный исполнительный комитет. Однако райисполком в соответствии с Законом о местном самоуправлении правом утверждения положения о порядке и условиях оплаты труда руководителей наделен только в отношении руководителей подчиненных ему организаций коммунальной, а не частной формы собственности. Поэтому общее собрание колхоза как высший орган управления нанимателя должно принять локальный нормативный правовой акт об условиях, форме и размере оплаты труда председателя колхоза, на который райисполком вправе сослаться или включить его положения в заключаемый с председателем колхоза контракт.

Документ:

Закон Республики Беларусь от 04.01.2010 № 108-З «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» (далее – Закон о местном самоуправлении).

Василий Царикевич, юрист,

член ОО «Белорусский республиканский союз юристов»

Печать
В закладки
AA
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.