Вопрос-ответ
Выплата заработной платы
При приеме на работу сотрудника я как руководитель подразделения, в которое принимался работник, пообещал платить ему высокую заработную плату. В трудовом договоре мы установили оклад согласно штатному расписанию. Сначала работнику платили ту сумму, которая была оговорена при приеме на работу, но через 3 месяца реальная заработная плата стала соответствовать указанной в трудовом договоре. Работник стал требовать устно оговоренную сумму и сказал, что пойдет в суд.
Может ли организация выиграть такой спор?
Может.
Доказать размер заработной платы на основе устной договоренности практически невозможно. По общему требованию трудового законодательства размер заработной платы устанавливается трудовым договором, заключаемым нанимателем с работником (п. 7 части второй ст. 19 ТК). В данном случае организация имеет документальное доказательство – трудовой договор, который и свидетельствует о том, что сторонами было достигнуто соглашение о размере заработной платы. Работник сможет привести в доказательство договоренности о повышенном размере заработной платы только свидетельские показания, которые суд с высокой степенью вероятности не примет во внимание (п. 4 постановления № 4).
При этом мы предостерегаем руководителей организаций – нанимателей от практики выплаты части зарплаты по ведомости, а части – в конверте без документов. Эти действия приводят к правонарушению, квалифицируемому по ч. 2 ст. 13.7 КоАП: невыполнение или выполнение не в полном объеме налоговым агентом в установленный срок обязанности по удержанию и (или) перечислению суммы налога, сбора (пошлины), если неудержанная и (или) неперечисленная сумма налога, сбора (пошлины) составляет более 4 базовых величин для индивидуального предпринимателя, более 10 базовых величин для юридического лица либо сумма налога, сбора (пошлины), не удержанная и (или) не перечисленная в бюджет, превышает 5 % от удержанных и перечисленных в бюджет за проверенный период сумм налога, сбора (пошлины). Ответственность за данное правонарушение для организации составляет штраф в размере 20 % от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению, но не менее 10 базовых величин.
Работникам мы можем только посоветовать не заключать устных договоренностей с представителями нанимателя, а требовать, чтобы в трудовой договор вносились сведения не только о размере тарифного оклада, но и доплаты, надбавки и поощрительные выплаты, так как они являются обязательными сведениями и условиями трудового договора (ст. 19 ТК).
Документ:
Трудовой кодекс Республики Беларусь (далее – ТК).
Документ:
постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 26.06.2008 № 4 «О практике рассмотрения судами трудовых споров, связанных с контрактной формой найма работников» (далее – постановление № 4).
Документ:
Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП).
Бухгалтер, уволившийся в январе 2011 г. из нашей организации, недавно предъявил нам претензию о том, что при увольнении ему недоплатили сумму, составляющую 2 700 000 бел. руб. Мы проверили ведомости и ошибок или задержек в выплатах не нашли. Однако он заявил, что подаст иск в суд о взыскании недополученной заработной платы.
Примет ли суд такой иск или откажет, так как между увольнением и предъявленными претензиями прошло более 3 лет, т.е. истек срок исковой давности?
Примет.
Суд в любом случае обязан принять исковое заявление, несмотря на то что в данной ситуации срок исковой давности действительно пропущен (п. 5 постановления № 2).
Работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение:
– месяца со дня вручения копии приказа об увольнении или со дня выдачи трудовой книжки с записью об основании прекращения трудового договора либо со дня отказа в выдаче или получении указанных документов (по спорам об увольнении);
– 3 месяцев со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своего права (по спорам, не связанным с увольнением) (ст. 242 ТК).
Вместе с тем срок обращения в суд может быть восстановлен судом, если имеются уважительные причины пропуска этого срока (часть четвертая ст. 242 ТК). К таким причинам относят любые обстоятельства, которые препятствовали ему своевременно подать иск в суд (болезнь, нахождение в командировке и др.)
Таким образом, если бухгалтер пропустил срок исковой давности без уважительных причин, судья откажет ему в иске именно по этому основанию, причем без исследования фактических обстоятельств по этому основанию. Вопрос о пропуске истцом срока обращения в суд будет рассмотрен при условии, если об этом заявите вы сами.
Документ:
постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 29.03.2001 № 2 «О некоторых вопросах применения судами законодательства о труде» (далее – постановление № 2).
В описанной выше ситуации как нам правильно заявить о пропуске срока обращения в суд?
Заявить о пропуске срока исковой давности наниматель может в судебном заседании в любой момент до тех пор, пока суд не удалился в совещательную комнату. Это нужно сделать в форме заявления. Причем оно является основанием для отказа в иске, только если:
– заявление сделано до вынесения решения судом первой инстанции;
– пропуск указанного срока подтверждается материалами дела.
В заявлении нанимателя о пропуске срока необходимо указать:
– данные об истце и ответчике, суде, рассматривающем спор;
– ссылку на нормативные правовые акты, устанавливающие сроки на обжалование действий нанимателя;
– даты наступления оспариваемого события и обращения работника в суд, их сопоставление и вывод о пропуске срока исковой давности;
– просьбу об оставлении без рассмотрения заявленных требований или их части.
Необходимо также приложить подтверждающие документы.
Справочно:
Перечень выплат, которые включаются в расчет среднего заработка, определен п. 3 и приложением к Инструкции о порядке исчисления среднего заработка, сохраняемого в случаях, предусмотренных законодательством, утвержденной постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 10.04.2000 № 47 (в редакции постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 27.03.2006 № 37).
Какие документы помогут нам доказать, что организация ничего не должна бывшему работнику?
Перечень таких документов законодательством не установлен. Чтобы доказать факт отсутствия задолженности перед работником, наниматель представляет документы, которые:
– регулируют размер заработной платы (штатное расписание, приказ о приеме на работу, трудовой договор, положение об оплате труда и др.);
– влияют на сумму заработной платы в конкретном месяце (табель учета рабочего времени, приказы о премировании, служебные записки и др.);
– подтверждают перечисление зарплаты на счет в банке или ее выплату через кассу (расчетно-платежная или расчетная ведомость, платежные поручения, квитанции и др.).
Кроме того, факт начисления заработной платы подтверждают расчетные листки.
В расчетном листке указываются:
– составные части заработной платы, причитающиеся работнику за отчетный период (оклад, премии, доплаты и надбавки, суммы начисленных пособий);
– иные начисленные суммы (средний заработок за отпуск, компенсация за неиспользованный отпуск при увольнении и др.);
– размеры и основания удержаний из зарплаты (алименты и др.);
– общая сумма к выплате.
Работнику не выплатили зарплату вовремя, так как на счет организации не поступили денежные средства из бюджета. Работник намерен подать иск о взыскании заработной платы и компенсации за ее задержку. По нашему мнению, организация не обязана выплачивать компенсацию за задержку заработной платы, так как ее вины в этом нет.
1. Кто в такой ситуации прав: наниматель или работник?
2. Какой срок обращения в суд должен применяться в этом случае?
1. Прав работник.
2. Срок исковой давности применяться не будет.
1. Нарушение сроков выплаты заработной платы является административным правонарушением (ч. 1 ст. 9.19 КоАП). В случае задержки выплаты зарплаты она индексируется в соответствии с индексом потребительских цен, публикуемым Белстатом, и сумма этой индексации подлежит выплате наравне с заработной платой (п. 3 Указа № 344). Кроме того, с нанимателя, имеющего задолженность по выплате заработной платы, в бесспорном порядке удерживают суммы, соответствующие 1,5 размера бюджета прожиточного минимума для трудоспособного населения, скорректированного в период между утверждениями его размеров на индекс потребительских цен на каждого работника с учетом коэффициентов повышения тарифных ставок рабочих по технологическим видам работ, производствам и отраслям экономики исходя из списочной численности работников, и размеру оплаты отпусков, выплаты обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование на эти суммы в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, выходных пособий, алиментов, пособий по государственному социальному страхованию, а также подоходный налог, исчисленный из сумм, удерживаемых в бесспорном порядке и подлежащих налогообложению (подп. 1.2 Указа № 483).
2. Если наниматель не выплачивает работнику начисленную заработную плату до момента обращения в суд, то допущенное им правонарушение носит длящийся характер. Это значит, что долг по заработной палате перед работником не прекращает расти, накапливается вплоть до вынесения решения судом или до погашения задолженности по заработной плате. Трехмесячный срок, предусмотренный ст. 242 ТК, в данном случае не применяется, так как нарушение длящееся.
Справочно:
длящимся административным правонарушением признается деяние, предусмотренное КоАП, сопряженное с последующим длительным невыполнением обязанностей, возложенных на физическое или юридическое лицо актом законодательства под угрозой административного взыскания. Длящееся административное правонарушение начинается со дня совершения указанного деяния и заканчивается вследствие действий лица, его совершающего, свидетельствующих о прекращении им продолжения административного правонарушения, или с наступлением событий, препятствующих дальнейшему совершению административного правонарушения (ст. 2.6 КоАП).
Документ:
Указ Президента Республики Беларусь от 30.08.1996 № 344 «О своевременной выплате заработной платы, пенсий, стипендий и пособий», в редакции Указа Президента Республики Беларусь от 26.08.2008 № 445 (далее – Указ № 344).
Документ:
Указ Президента Республики Беларусь от 27.11.1995 № 483 «Об обеспечении своевременной выплаты заработной платы», в редакции Указа Президента Республики Беларусь от 21.02.2014 № (далее – Указ № 483).
Мастер нашего цеха уволился с завода в декабре 2013 г. Через 4 месяца выяснилось, что из-за счетной ошибки бухгалтера ему переплатили зарплату.
Что предпринять, чтобы вернуть излишне выплаченные суммы?
Наниматель имеет право обратиться в суд о возмещении работником ущерба, причиненного организации, в течение 1 года со дня обнаружения (ст. 242 ТК). Поскольку мастер уволился и трудовые отношения с ним прекращены, организация может вернуть излишне выплаченные суммы только в судебном порядке.
При этом следует руководствоваться правилами о взыскании неосновательного обогащения (гл. 59 ГК). Организация вправе требовать от мастера вернуть ошибочно выплаченную зарплату, только если бухгалтер организации действительно допустил счетную ошибку (п. 3 ст. 978 ГК). Произошла она или нет, определит суд с учетом конкретных обстоятельств дела.
Документ:
Гражданский кодекс Республики Беларусь (далее – ГК).
Формирование уставного фонда
Мы собираемся создать юридическое лицо в форме общества с ограниченной ответственностью. Организацию еще не зарегистрировали, но уставный фонд уже сформировали на временном счете в банке. Однако сейчас согласно Положению о государственной регистрации уставный фонд формируется уже после регистрации юридического лица.
Должны ли мы поменять порядок формирования уставного фонда?
Не должны.
Порядок государственной регистрации юридического лица и порядок формирования уставного фонда определяют Положение о государственной регистрации и ГК. В настоящее время к моменту государственной регистрации вновь создаваемой коммерческой организации уставный фонд достаточно только объявить, т.е. определить его размер и зафиксировать в уставе (п. 7 Положения о государственной регистрации). Объявленный уставный фонд должен быть сформирован в течение 12 месяцев с даты государственной регистрации этой организации, если иное не установлено законодательными актами либо если меньший срок формирования уставного фонда не определен самим уставом.
Но можно воспользоваться и прежним, привычным всем способом формирования уставного фонда – до государственной регистрации юридического лица. Он не противоречит действующему порядку.
Таким образом, у учредителей коммерческих организаций есть 2 пути: сформировать уставный фонд полностью до государственной регистрации или формировать его в течение года с даты такой регистрации.
Документ:
Положение о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденное Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» (далее по тексту рубрики «Вопрос-ответ» – Положение о государственной регистрации).
Документ:
Гражданский кодекс Республики Беларусь (далее по тексту рубрики «Вопрос-ответ» – ГК).
Собрание участников нашего ООО приняло решение об увеличении уставного фонда. Я, являясь одним из участников, хочу внести в качестве дополнительного вклада товарный знак, который сам создал и зарегистрировал на себя.
Как это правильно оформить?
Путем заключения лицензионного или иного договора.
Вкладом в уставный фонд коммерческой организации могут быть вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в т.ч. имущественные права, либо иные отчуждаемые права, имеющие оценку их стоимости (часть первая п. 2 ст. 47¹ ГК). В связи с этим обращаем внимание: сам товарный знак как объект интеллектуальной собственности не может являться вкладом в уставный фонд юридического лица в силу своего нематериального характера. В качестве вклада может быть передано только исключительное право на этот товарный знак, являющееся имущественным правом.
При внесении имущественных прав на товарный знак в качестве вклада в уставный фонд следует проверить, нет ли ограничений, установленных в отношении этого права собственником, законодательством или договором (части третья и четвертая п. 2 ст. 47¹ ГК), т.е. может ли оно свободно отчуждаться.
Далее имущественное право оценивается в денежной форме, а после внесения его в уставный фонд проводится экспертиза достоверности оценки этого неденежного вклада (часть вторая п. 2 ст. 47¹ ГК).
Исключительное право на товарный знак может быть передано участником хозяйственного общества самому обществу полностью – на основании лицензионного договора либо частично – на основании договора уступки прав. Договор уступки прав и лицензионный договор необходимо зарегистрировать в Национальном центре интеллектуальной собственности Республики Беларусь (см. постановление № 346).
Документ:
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 21.03.2009 № 346 «О регистрации лицензионных договоров, договоров уступки прав на объекты права промышленной собственности, договоров о залоге имущественных прав, удостоверяемых свидетельством на товарный знак, знак обслуживания, и договоров комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга)» (далее по тексту рубрики «Вопрос-ответ» – постановление № 346).
Как правильно провести оценку имущественных прав на товарный знак?
При формировании уставного фонда путем внесения неденежного вклада должна быть проведена оценка его стоимости (часть четвертая п. 7 Положения о государственной регистрации). В настоящее время предусмотрены 2 варианта денежной оценки исключительного права, вносимого как вклад в уставный фонд юридического лица: оценка самими участниками (внутренняя оценка) и независимая оценка.
В первом случае денежная оценка производится по соглашению между учредителями (участниками) путем простого голосования и оформляется актом о внутренней оценке. Содержание такого акта определено п. 7 Положения об оценке стоимости объектов. Оценка стоимости неденежного вклада в уставный фонд хозяйственного общества подлежит экспертизе (часть четвертая ст. 29 Закона об обществах). Порядок и условия проведения экспертизы установлены Положением о порядке проведения экспертизы достоверности оценки.
Независимую оценку неденежного вклада в уставный фонд юридического лица осуществляют организации или индивидуальные предприниматели, профессионально занимающиеся оценочной деятельностью. Основанием для проведения независимой оценки в рассматриваемой нами ситуации будет договор. По результатам проведения независимой оценки исполнитель оценки составляет заключение и отчет об оценке, которые выдает заказчику. Содержание этих документов закреплено пп. 11 и 12 Положения об оценке стоимости объектов. В случае проведения независимой оценки стоимости вносимого в уставный фонд хозяйственного общества неденежного вклада экспертиза достоверности этой оценки не проводится (часть четвертая ст. 29 Закона об обществах).
Таким образом, вы сами должны решить, какую оценку – внутреннюю или независимую – вы выберете для оценки своего неденежного вклада. В соответствии с выбранным видом она и будет оформляться.
Документ:
Закон Республики Беларусь от 09.12.1992 № 2020-XII «О хозяйственных обществах» (далее по тексту рубрики «Вопрос-ответ» – Закон об обществах).
Документ:
Положение об оценке стоимости объектов гражданских прав в Республике Беларусь, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 13.10.2006 № 615 «Об оценочной деятельности в Республике Беларусь» (в редакции от 06.08.2010 № 410) (далее по тексту рубрики «Вопрос-ответ» – Положение об оценке стоимости объектов).
Документ:
Положение о порядке проведения экспертизы достоверности оценки, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10.02.2011 № 173 (далее по тексту рубрики «Вопрос-ответ» – Положение о порядке проведения экспертизы достоверности оценки).
Наше общество с ограниченной ответственностью работает уже более 3 лет. За это время мы 2 раза принимали решения об уменьшении уставного фонда.
Есть ли установленный законодательством минимум, ниже которого нельзя уменьшать уставный фонд?
Для обществ с ограниченной ответственностью нет.
Если по окончании второго и каждого последующего финансового года стоимость чистых активов коммерческой организации окажется менее уставного фонда, такая организация обязана в установленном порядке уменьшить свой уставный фонд до размера, не превышающего стоимости ее чистых активов (п. 3 ст. 47¹ ГК).
Минимальный размер уставного фонда установлен только для акционерных обществ:
100 базовых величин – для закрытых акционерных обществ;
400 базовых величин – для открытых акционерных обществ (п. 8 Положения о государственной регистрации).
При уменьшении уставного фонда обязаны ли мы вносить изменения в устав и обращаться за их государственной регистрацией?
Обязаны.
При изменении размера уставного фонда соответствующие изменения в устав должны быть внесены обязательно. Размер уставного фонда всегда фиксируется в уставе (ст. 14 Закона об обществах).
Что касается обращения за государственной регистрацией таких изменений, то Положение о государственной регистрации не содержит подобного основания. Для государственной регистрации представляются следующие изменения и (или) дополнения в устав: изменение наименования, смена собственника имущества, изменение состава участников. Следовательно, при изменении размера уставного фонда регистрировать внесенные изменения не нужно.
Вместе с тем изменение учредительных документов приобретает силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации, а в случаях, установленных законодательными актами, – с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию, о таких изменениях (часть первая п. 3 ст. 48 ГК). Таким образом, если хозяйственное общество не представит на регистрацию изменения в устав, связанные с увеличением или уменьшением уставного фонда, то для всех внешних организаций, партнеров, клиентов и контрагентов данного общества он останется неизменным.
В связи с этим мы рекомендуем вам все-таки зарегистрировать внесенные изменения в устав в инициативном порядке. После регистрации не забудьте уведомить государственные органы, обслуживающий банк или банки, в которых открыты счета общества, о внесении изменений в устав.
Маргарита Полевая, юрист
Административная ответственность
Наша организация заключила договор оказания услуг с представительством нерезидента, открытым в Республике Беларусь в установленном порядке. Платеж был получен от представительства в белорусских рублях, поэтому мы не оформили данную операцию как внешнеторговую.
Будет ли наша организация привлечена к ответственности за нарушение норм Указа № 178?
Не будет.
Представительство иностранной организации, открытое на территории Республики Беларусь, не имеет самостоятельного статуса юридического лица, поэтому рассматривается действующим законодательством как нерезидент, следовательно, и договор, заключенный с этим представительством, считается внешнеторговым (подп. 1.1 п. 1 Указа № 178). Но в этой ситуации сама платежная операция не подпадает под действие Указа № 178, так как его действие не распространяется на внешнеторговые операции, проводимые на территории Республики Беларусь резидентами с представительствами (филиалами) нерезидентов, дипломатическими и иными официальными представительствами (филиалами), консульскими учреждениями иностранных государств, находящимися в Республике Беларусь, для собственных нужд, необходимых для обеспечения функционирования перечисленных представительств (филиалов), консульских учреждений (абз. 6 подп. 1.2.1 п. 1 Указа № 178).
Таким образом, ни организация, ни ее должностные лица не могут быть привлечены к ответственности за нарушение норм Указа № 178.
Документ:
Указ Президента Республики Беларусь от 27.03.2008 № 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций» (далее по тексту рубрики «Вопрос-ответ» – Указ № 178).
По итогам плановой проверки хозяйственной деятельности нашей организации был составлен акт о выявленных нарушениях и принято постановление о привлечении к административной ответственности. Мы хотим обжаловать и акт, и постановление.
В какой орган следует обращаться и в каком порядке?
Акт проверки и постановление, вынесенные по результатам проверки, обжалуются по-разному.
Если у руководителя организации есть возражения по акту проверки, то он должен изложить их в письменном виде, подписать и представить в тот контролирующий (надзорный) орган, который проводил проверку, не позднее 15 рабочих дней со дня подписания акта. Руководитель проверки проверяет обоснованность доводов, изложенных в возражениях, и по ним в течение 15 рабочих дней составляет письменное заключение, которое направляет проверяемой организации заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручает представителю организации под роспись (п. 71 Указа № 510).
Кроме того, при необходимости в целях подтверждения обоснованности доводов, изложенных в возражениях, не позднее 10 рабочих дней со дня поступления возражений может быть назначена дополнительная проверка в отношении проверяемой организации тем же контролирующим (надзорным) органом, который проводил и первоначальную проверку. В этом случае письменное заключение по возражениям направляется проверяемой организации заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручается представителю организации под роспись не позднее 10 рабочих дней со дня завершения дополнительной проверки.
Документ:
Указ Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее по тексту рубрики «Вопрос-ответ» – Указ № 510).
Что касается вынесенного по результатам проверки постановления о привлечении к административной ответственности, то оно обжалуется в порядке, установленном гл. 12 ПИКоАП. Жалоба подается в вышестоящий контролирующий (надзорный) орган или вышестоящему должностному лицу, которому проверяющие непосредственно подчинены, и (или) в суд по месту наложения административного взыскания. В настоящее время не ограничивается возможность заявителя направить жалобу одновременно нескольким адресатам, к примеру, вышестоящему должностному лицу и в вышестоящий орган.
Жалоба составляется в письменной форме и подписывается руководителем организации. Форма такой жалобы законодательством не предусмотрена, но требования к содержанию установлены ст. 12.1-1 ПИКоАП. К жалобе следует приложить копии необходимых документов, в т.ч. подтверждающих соответствующие полномочия представителей организации.
Важно не пропустить срок подачи жалобы: 10 суток со дня объявления постановления. Если лицо, в отношении которого вынесено постановление, отсутствовало при рассмотрении дела – то не позднее 10 суток со дня получения копии постановления (ч. 1 ст. 12.4 ПИКоАП). В случае пропуска установленного срока или нарушения порядка подачи жалобы она возвращается организации или лицу, подавшему жалобу (ч. 2 ст. 12.4 ПИКоАП).
Жалобу на постановление по делу об административном правонарушении рассматривают судья, должностное лицо, уполномоченное рассматривать жалобу, в месячный срок со дня ее поступления (ст. 12.7 ПИКоАП).
Документ:
Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее по тексту рубрики «Вопрос-ответ» – ПИКоАП).
В нашей организации до проводимой сейчас налоговой проверки сменились 3 бухгалтера. В ходе проверки все выявленные правонарушения были предъявлены работающему в настоящее время бухгалтеру.
Должен ли отвечать этот бухгалтер за правонарушения, допущенные ранее работавшими коллегами, если проверка в тот период не проводилась
Не должен.
Ваш бухгалтер может быть привлечен к административной ответственности только за те правонарушения, в отношении которых будет установлена его вина (ч. 6 ст. 4.2 КоАП). По тем правонарушениям, которые были допущены предыдущими работниками организации, нынешний работник ответственности нести не может.
К ответственности за выявленные в ходе проверки административные правонарушения могут быть привлечены работники, ранее работавшие в должности бухгалтера на вашем предприятии, если будет установлена их вина в совершении этих правонарушений. Прекращение трудовых отношений с организацией не исключает привлечения к административной ответственности за совершенное в период выполнения трудовых обязанностей нарушение. При этом следует учитывать сроки наложения административного взыскания, установленные ст. 7.6 КоАП. Они зависят от характера и степени тяжести административного правонарушения.
Документ:
Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее по тексту рубрики «Вопрос-ответ» – КоАП).
Справочно:
сроки наложения административного взыскания за совершение:
– административного правонарушения – не позднее 2 месяцев со дня его совершения;
– длящегося административного правонарушения – не позднее 2 месяцев со дня его обнаружения либо прекращения в случае, когда такое правонарушение было прекращено до его обнаружения;
– административного правонарушения в области финансов, рынка ценных бумаг, банковской и предпринимательской деятельности, против порядка налогообложения и таможенного регулирования, – не позднее 3 лет со дня его совершения и 6 месяцев со дня его обнаружения.
Исключение составляют административные правонарушения, предусмотренные:
– ст. 11.61, 11.62, 13.1, 13.3, 13.8–13.11 КоАП – совершенные физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, административное взыскание за которые может быть наложено не позднее 1 года со дня их совершения;
– ст. 13.14 КоАП – административное взыскание может быть наложено не позднее 2 лет со дня их совершения и 2 месяцев со дня их обнаружения.
После начала налоговой проверки, но еще до ее окончания бухгалтер нашей организации исчислила и перечислила в бюджет суммы налогов, которые были недоплачены в проверяемом периоде.
Будет ли применяться административная ответственность за неуплату суммы налога к организации или ее должностным лицам?
Будет, но возможны ее уменьшение и даже освобождение.
Административная ответственность за неуплату или неполную уплату суммы налогов, сборов (пошлин), таможенных платежей установлена ст. 13.6 НК.
Если ваша организация до окончания налоговой проверки добровольно перечислила недоплаченные или неуплаченные суммы налогов, то это может рассматриваться как добровольное исполнение возложенной на лицо обязанности, за неисполнение которой налагается административное взыскание (подп. 3 ч. 1 ст. 7.2 КоАП), что является основанием смягчения административной ответственности. При наличии данного смягчающего обстоятельства применяется ст. 7.9 КоАП, которая позволяет уменьшить полагающийся за правонарушение штраф в 2 раза. Это правило действует и в отношении должностного лица – бухгалтера организации, по вине которого произошла неуплата налогов.
Если действия бухгалтера по уплате сумм налогов до окончания проверки будут соответствовать условиям ст. 5.5 КоАП, то он и организация как плательщик налогов могут быть освобождены от административной ответственности, установленной ст. 13.6 КоАП .
Документ:
Налоговый кодекс Республики Беларусь (далее по тексту рубрики «Вопрос-ответ» – НК).
В ходе проверки хозяйственной деятельности организации выявлено нарушение порядка приема наличных денежных средств при реализации товара.
Какие меры административной ответственности могут быть применены в отношении кассира? Может ли он быть освобожден от административной ответственности?
За нарушение порядка приема наличных денежных средств при реализации товаров, работ, услуг за наличный расчет в отношении работника организации могут быть применены такие меры ответственности, как предупреждение или штраф в размере от 2 до 50 базовых величин (ст. 12.18 КоАП).
Предупреждение, несмотря на его мягкость, все равно является мерой наказания, поэтому нельзя говорить о том, что кассир в этом случае освобождается от административной ответственности.
Освобождение от административной ответственности возможно только при наличии условий или обстоятельств, закрепленных в гл. 8 КоАП.
В частности, в рассматриваемой ситуации кассир может быть освобожден от административной ответственности при малозначительности правонарушения (ст. 8.2 КоАП), при наличии у него обстоятельств, смягчающих ответственность (ст. 8.3 КоАП), соответствующего заболевания (ст. 8.6 КоАП).
В марте 2014 г. наша организация полностью вернула банку кредит и рассчиталась по процентам. В апреле банк предъявил нам требования об уплате пени за просрочку очередного платежа по кредиту, допущенную в феврале 2014 г.
Может ли банк предъявлять такие требования, если по кредиту мы полностью рассчитались и он уже закрыт?
Может.
Согласно гражданскому законодательству окончание срока действия договора не освобождает стороны от ответственности за его нарушение (п. 4 ст. 395 ГК). Вы в период действия кредитного договора допустили нарушение своих обязательств по договору, выразившееся в пропуске срока уплаты очередного платежа. Просрочка признается ненадлежащим исполнением договорного обязательства. В случае просрочки исполнения должник обязан уплатить кредитору определенную договором денежную сумму – неустойку (штраф или пеню) (п. 1 ст. 311 ГК).
Право требовать уплаты предусмотренной договором неустойки сохраняется за банком в течение общего срока исковой давности, т.е. в течение 3 лет с момента нарушения срока уплаты соответствующих платежей (ст. 197 ГК).
Следовательно, банк имеет право предъявлять требование об уплате пени за просрочку платежа в течение 3 лет с даты, следующей за датой, являющейся последним днем уплаты очередного платежа по кредиту в феврале 2014 г.
Документ:
Гражданский кодекс Республики Беларусь (далее по тексту рубрики «Вопрос-ответ» – ГК).
Справочно:
основания освобождения от административной ответственности:
1) малозначительность правонарушения (ст. 8.2 КоАП);
2) наличие обстоятельств, смягчающих ответственность:
– предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий такого правонарушения (применяется только для физических лиц) (п. 2 ч. 1 ст. 7.2 КоАП);
– добровольное возмещение или устранение причиненного вреда либо исполнение возложенной на лицо обязанности, за неисполнение которой налагается административное взыскание (п. 3 ч. 1 ст. 7.2 КоАП);
– совершение административного правонарушения физическим лицом под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости (п. 6 ч. 1 ст. 7.2 КоАП);
3) примирение с потерпевшим (применяется только для физических лиц) (ст. 8.4 КоАП);
4) статус военнослужащего или лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине (ст. 8.5 КоАП);
5) наличие психического заболевания (ст. 8.6 КоАП);
6) отнесение лица к жертвам торговли людьми (8.7 КоАП);
7) отсутствие получения выгоды имущественного характера (применяется только для юридических лиц) (ст. 8.8 КоАП).
Павел Булавский, юрист
Редактор рекомендует:
Сейчас читают:
-
109
-
106
-
105
-
104
-
103
-
102