12 декабрь 2015
Статья 15 из 18 ( Материал id: 393 Журнал id: 106153 )
Страница № 46

В новом году будем «обращаться» по-новому

Законом Республики Беларусь от 15.07.2015 № 306-З внесены изменения и дополнения в Закон об обращениях, которые в ряде случаев изменили привычные правила обращения в государственные инстанции. Новая редакция Закона об обращениях вступает в силу с 23 января 2016 г. Рассмотрим, какие новшества в процедуре обращений граждан и организаций появятся в будущем году.

 

Документ:

Закон Республики Беларусь от 18.07.2011 № 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц» (далее – Закон об обращениях).

 

1. Электронные обращения

 

Если согласно действующей редакции электронное обращение – это обращение заявителя, в т.ч. размещенное на официальном сайте организации в глобальной компьютерной сети Интернет, то в соответствии с новой редакцией Закона об обращениях электронным обращением является обращение заявителя, которое в т.ч. размещено в специальной рубрике на официальном сайте организации.

 

Важно!

Обращайте внимание на указания, где размещать текст обращения. Например, комментарий или жалоба, написанная просто в комментариях на сайте, не считается официальным обращением, поэтому к такому обращению не применяются правила обжалования.

 

Установлена обязанность государственного органа, иной государственной организации разместить на официальном сайте информацию о способе либо способах подачи электронных обращений в этот государственный орган, иную государственную организацию (часть первая ст. 25 новой редакции Закона об обращениях).

Предусмотрены 2 способа подачи электронных обращений:

1) направление на адрес электронной почты;

2) размещение в специальной рубрике на официальном сайте в глобальной компьютерной сети Интернет.

Рассмотрение поступивших электронных обращений является обязательным для государственных органов и иных государственных организаций. Для других организаций, например коммерческих частной формы собственности, рассмотрение поступивших электронных обращений будет являться обязательным, если такой порядок рассмотрения обращений установлен руководителем организации (вышестоящей организации).

Детализирован также порядок отзыва электронного обращения. Так, отзыв электронного обращения осуществляется путем подачи письменного заявления либо направления заявления в электронной форме тем же способом, которым было направлено электронное обращение (п. 3 ст. 25 новой редакции Закона об обращениях).

Если для рассмотрения электронного обращения по существу необходимо указание персональных данных заявителя или иных лиц, за исключением содержащихся в обращении, заявителю предлагается обратиться с устным или письменным обращением (п. 4 ст. 25 новой редакции Закона об обращениях).

На электронные обращения даются письменные ответы (направляются письменные уведомления) в случаях, если:

– заявитель в своем электронном обращении просит направить письменный ответ либо одновременно направить письменный ответ и ответ на адрес его электронной почты;

– в электронном обращении указан адрес электронной почты, по которому по техническим причинам не удалось доставить ответ (уведомление).

Новой редакцией Закона об обращениях установлен порядок ответа на электронные обращения аналогичного содержания от разных заявителей, которые носят массовый характер. Так, электронными обращениями, носящими массовый характер, будут являться обращения если они поступили в количестве более 10 (п. 7 ст. 25 новой редакции Закона об обращениях).

Ответы на такие обращения по решению руководителя государственного органа или иной государственной организации либо лица, уполномоченного им подписывать в установленном порядке ответы на обращения, могут размещаться на официальном сайте государственного органа или иной государственной организации в Интернете без направления ответов (уведомлений) заявителям. 

 

2. Детализирован порядок отказа в личном приеме граждан

 

Должностные лица организаций, проводящие личный прием, а также работники организаций, уполномоченные осуществлять предварительную запись на личный прием, не вправе отказать в личном приеме, записи на личный прием (п. 2 ст. 6 новой редакции Закона об обращениях). Тем не менее заявителю могут отказать в личном приеме (предварительной записи на личный прием) в случае:

– обращения по вопросам, не относящимся к компетенции этих организаций;

– обращения в неустановленные дни и часы;

– когда заявителю в ходе личного приема уже был дан исчерпывающий ответ на интересующие его вопросы;

– когда с заявителем прекращена переписка по изложенным в обращении вопросам.

 

3. Расширены права и обязанности заявителей

 

Заявители вправе представлять дополнительные документы и (или) сведения либо обращаться с просьбой об их истребовании, в т.ч. в электронной форме. Считаем, что такое нововведение в некоторых случаях будет способствовать оперативности и эффективности рассмотрения обращений. Например, в случае если факты или иная информация, подтверждающая жалобу, могут быть представлены только в электронной форме.

 

Важно!

По новым правилам, вы имеете право не только на получение ответа, но и на уведомление об обращении (абзац шестой ст. 7 новой редакции Закона об обращениях).

 

Вместе с тем новым законом установлена обязанность заявителя подавать обращения в организации, индивидуальным предпринимателям в соответствии с их компетенцией (абзац третий ст. 8 новой редакции Закона об обращениях). Это правило следует из подп. 1.1 п. 1 Указа № 498, которым установлено, что обращения (предложения, заявления, жалобы) граждан, в т.ч. индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц независимо от того, в какой государственный орган или иную организацию они поступили, первоначально подлежат рассмотрению по существу в соответствии с компетенцией.

 

Документ:

Указ Президента Республики Беларусь от 15.10.2007 № 498 «О дополнительных мерах по работе с обращениями граждан и юридических лиц» (далее – Указ № 498).

 

4. Идентичные обращения будут рассматриваться как одно

 

На основании ст. 13 новой редакции Закона об обращениях такие обращения учитываются как одно обращение, но только в случае, если на первоначальное обращение заявителю еще не был направлен ответ (уведомление). На идентичные обращения или обращения, содержащие уточняющие (дополняющие) документы и (или) сведения, может направляться общий ответ (уведомление) в сроки, установленные Законом об обращениях для рассмотрения первоначально поступившего обращения.

 

Важно!

Теперь заявления или жалобы граждан, «веерно» рассылающих их во все возможные инстанции, будут рассматриваться в одном месте.

 

5. Закон об обращениях не будет распространяться на обращения работника к нанимателю.

 

В настоящее время обращения работника к нанимателю в случаях, не урегулированных трудовым законодательством, подпадают под действие Закона об обращениях. В основном применяются предусмотренные Законом об обращениях сроки (15 дней или месяц) и порядок подачи заявления. После вступления в действие изменений в соответствии с частью первой ст. 15 новой редакции Закона об обращениях письменные обращения могут быть оставлены без рассмотрения по существу, если они являются обращениями работника к нанимателю.

 

6. Изменяется порядок исчисления сроков рассмотрения обращений

 

По действующей редакции Закона об обращениях течение сроков, определяемых месяцами или днями, начинается со дня регистрации обращения в организации, внесения замечаний и (или) предложений в книгу замечаний и предложений. С момента вступления в силу новой редакции Закона об обращениях течение таких сроков будет начинаться со дня, следующего за днем регистрации обращения.

Частью первой ст. 17 новой редакции Закона об обращениях установлены сроки рассмотрения обращений направленных лично депутату Палаты представителей, члену Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутату местного Совета депутатов при их отсутствии в связи с уважительными причинами. Сроки рассмотрения обращений, направленных перечисленным должностным лицам, отсутствующим в связи с отпуском, временной нетрудоспособностью, служебной командировкой, исчисляются со дня, следующего за днем окончания отпуска, временной нетрудоспособности, служебной командировки.

 

7. Увеличиваются расходы, взыскиваемые при необоснованных обращениях

 

В настоящее время это расходы, понесенные в связи:  

– с рассмотрением систематически направляемых (3 и более раза в течение года) необоснованных обращений в одну и ту же организацию, к одному и тому же индивидуальному предпринимателю от одного и того же заявителя;

– рассмотрением обращений, содержащих заведомо ложные сведения (ст. 19 Закона об обращениях).

Новая редакция ст. 19 Закона об обращениях устанавливает перечень расходов, которые могут быть взысканы с заявителей:

– суммы, подлежащие выплате экспертам и другим специалистам, привлекаемым к рассмотрению обращений;

– почтовые расходы;

– расходы, связанные с выездом на место рассмотрения обращения;

– другие расходы, за исключением оплаты рабочего времени работников, рассматривающих обращения.

 

Важно!

Перечень расходов, связанных с рассмотрением обращений, не является исчерпывающим. Взыскание понесенных расходов с заявителей производится в судебном порядке.

 

8. Детализируется порядок рассмотрения замечаний и (или) предложений, внесенных в книгу замечаний и предложений

 

Пункт 1 ст. 24 новой редакции Закона об обращениях предоставляет право оставить без рассмотрения по существу и без уведомления об этом заявителя о замечаниях и (или) предложениях, внесенных в книгу замечаний и предложений и не относящихся к деятельности организации, индивидуального предпринимателя, не касающихся качества производимых (реализуемых) ими товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг.

 

Алексей  Штейнер, юрист

Печать
В закладки
AA
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.