7 июль 2016
Статья 4 из 18 ( Материал id: 561 Журнал id: 106338 )
Страница № 10

Возможности трудоустройства иностранцев в Республике Беларусь изменились

Складывающаяся в стране миграционная ситуация предопределила необходимость внесения изменений в действующее законодательство, регулирующее трудовые отношения между нанимателями Республики Беларусь и иностранцами. Поправки в Закон о трудовой миграции, принятые 5 января 2016 г., вступают в силу с 15 июля 2016 г. Рассмотрим основные изменения, внесенные в правовое регулирование трудовых отношений с иностранцами.

 

Документ:

Закон Республики Беларусь от 30.12.2010 № 225-З «О внешней трудовой миграции» (далее – Закон о трудовой миграции).

 

Поправки в Закон о трудовой миграции направлены на защиту отечественного рынка труда, прав, свобод и законных интересов граждан Республики Беларусь и иностранцев, а также противодействие незаконной миграции. Рассмотрим основные новшества.

 

1. Уточнен термин «наниматель Республики Беларусь»

 

Нанимателем теперь считается юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, иностранная организация, осуществляющая наем трудящихся-иммигрантов для работы в своем представительстве, созданном на территории Республики Беларусь, а также физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем, которым законодательством Республики Беларусь предоставлено право заключения и прекращения трудовых договоров с трудящимися-иммигрантами и которые используют труд трудящихся-иммигрантов на основании заключенных с ними трудовых договоров (ст. 1 Закона о трудовой миграции). Таким образом, из категорий лиц, которым предоставлено право привлекать иностранную рабочую силу, исключены нерезиденты Республики Беларусь, кроме представительств иностранных организаций, привлекающих иностранных граждан, не имеющих разрешений на постоянное проживание (далее – иностранцы), для работы в своих представительствах. 

 

Обратите внимание! После вступления в силу изменений в Закон о трудовой миграции, если иностранец будет направлен головной компанией для выполнения трудовой функции в Беларуси, например, для выполнения работ в рамках стройплощадки, на него не будет распространяться действие Закона о трудовой миграции, соответственно в отношении него не нужно будет оформлять специальное разрешение.

Это означает, что после вступления изменений в силу и окончания срока действия ранее выданных специальных разрешений на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь иностранцам, работающим у нерезидентов Республики Беларусь, у таких нерезидентов будет отсутствовать право привлечения иностранной рабочей силы, за исключением представительств иностранных организаций и случаев, определенных Президентом Республики Беларусь.

 

Справочно:

миграционный прирост населения в целом в 2015 г. составил 18 494 человека и по сравнению с 2014 г. увеличился на 2 772 человека. Основной миграционный обмен Беларуси происходил со странами СНГ. Правоохранительные органы ожидают, что в 2016 г. с ходатайствами о дополнительной защите и предоставлении статуса беженца обратятся около 1 200 иностранцев, примерно 3/4 из них составят граждане Украины.

 

2. Введено понятие «высококвалифицированный работник»

 

Высококвалифицированный работник – иностранный гражданин или лицо без гражданства, имеющие высокий уровень профессиональных знаний, умений и навыков, подтвержденных документами об образовании и стажем работы по специальности не менее 5 лет, величина указанной в трудовом договоре месячной заработной платы которых превышает 15-кратную величину месячной минимальной заработной платы, установленной в Республике Беларусь.)

Справочно:

до вступления в силу изменений в Закон о трудовой миграции наниматель обязан получать разрешение на привлечение иностранной рабочей силы, если количество привлекаемых иностранцев превышает 10 человек.

 

В связи с этим предусмотрено освобождение нанимателя Республики Беларусь, планирующего привлекать более 10 иностранных граждан, от обязанности получения разрешения на привлечение иностранной рабочей силы:

– при использовании труда высококвалифицированных специалистов;

– в случае, когда иностранец привлекается в качестве руководителя коммерческой организации, в создании которой он участвовал в качестве собственника имущества, учредителя, участника.

Также уточнено, что в случае выдачи специального разрешения в отношении иностранца, привлекаемого в качестве руководителя организации, в создании которой он участвовал (в качестве собственника имущества, учредителя, участника), специальное разрешение выдается без заключения органа по труду, занятости и социальной защите о возможности осуществления иностранцем трудовой деятельности по трудовому договору в Беларуси.

 

Обратите внимание! Внесение указанных изменений направлено, прежде всего, на создание условий по привлечению в Беларусь высококвалифицированных специалистов из числа иностранцев, а также иностранцев, учреждающих в Республике Беларусь коммерческие организации.

 

3. Дополнен перечень обязанностей нанимателя Республики Беларусь.

 

Наниматель Республики Беларусь теперь обязан:

– получить специальное разрешение в отношении каждого иностранца, не имеющего разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь, с которым предполагается заключение трудового договора; 

– выдать трудящемуся-иммигранту копию специального разрешения, полученного в отношении данного трудящегося-иммигранта;

– зарегистрировать в подразделении по гражданству и миграции трудовой договор с трудящимся-иммигрантом, заключенный на территории Республики Беларусь, в месячный срок со дня его заключения, а также изменения и (или) дополнения, касающиеся содержания и условий трудовых договоров, предусмотренных частью второй ст. 19 ТК (содержание и условия трудового договора) и абзацами вторым и третьим части второй ст. 32 Закона о трудовой миграции, вносимые в указанный трудовой договор, в месячный срок со дня их внесения; 

– прекратить трудовой договор с трудящимся-иммигрантом в случае аннулирования соответствующего специального разрешения;

– вернуть в подразделение по гражданству и миграции специальное разрешение в течение 5 рабочих дней со дня прекращения трудового договора с соответствующим трудящимся-иммигрантом, либо получения уведомления об аннулировании соответствующего специального разрешения, либо истечения срока действия специального разрешения, а также в случае, когда трудовой договор с трудящимся-иммигрантом, в отношении которого было получено специальное разрешение, не заключен.

 

Документ:

Трудовой кодекс Республики Беларусь (далее – ТК).

 

4. Уточнены условия трудоустройства иностранцев

 

Из сферы действия Закона о трудовой миграции исключены отдельные категории иностранцев: 

– иностранцы, получающие высшее образование в учреждениях образования Республики Беларусь и трудоустраивающиеся по получаемой специальности;

– иностранцы, получившие высшее образование в учреждениях образования Республики Беларусь и трудоустраивающиеся по полученной специальности и присвоенной квалификации в течение 1 года после получения специальности и присвоения квалификации.

При приеме на работу вышеназванных лиц нанимателю не требуется получать разрешение на привлечение в Республику Беларусь иностранной рабочей силы, а также специальное разрешение.

 

Обратите внимание! Это означает, что иностранцы, которые еще учатся либо уже получили образование в Беларуси (в течение 1 года после получения образования), получают право на трудоустройство на равных с гражданами Республики Беларусь условиях.

 

Справочно:

по данным Белстата в 2015 г. с ходатайствами о дополнительной защите и предоставлении статуса беженца в органы внутренних дел обратились 1 227 человек. Из них около 75 % составили граждане Украины.

 

5. Определены дополнительные основания для отказа в выдаче разрешений

 

В выдаче специального разрешения может быть отказано:

– в интересах национальной безопасности Республики Беларусь, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод граждан Республики Беларусь и других лиц;

– если иностранец во время своего пребывания в Республике Беларусь неоднократно (5 и более раз) в течение 1 календарного года привлекался к административной ответственности и не истек срок, по окончании которого он считается не подвергавшимся административному взысканию;

– если иностранец, не имеющий разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь, является гражданином (подданным) государства, неблагополучного в миграционном отношении. При этом список таких государств в настоящее время не опубликован.

Специальное разрешение может быть аннулировано также в интересах национальной безопасности Республики Беларусь, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод граждан Республики Беларусь и других лиц, а также если иностранец во время своего пребывания в Республике Беларусь неоднократно (5 и более раз) в течение 1 календарного года привлекался к административной ответственности и не истек срок, по окончании которого он считается не подвергавшимся административному взысканию.

 

Обратите внимание! Внесенные изменения и дополнения в Закон о трудовой миграции позволят:

– с одной стороны, стимулировать привлечение отдельных категорий работников из числа иностранцев, в которых заинтересована Беларусь;

– с другой – своевременно реагировать на изменение миграционной ситуации в мире и не допустить на белорусский рынок труда нелегальных мигрантов.

 

Ольга Мещерякова, юрист

Печать
В закладки
AA
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.