10 октябрь 2015
Статья не кликабелна ( Материал id: 347 Журнал id: 106111 )
Страница № 28

Вопрос-ответ

Перевозка и экспедиция

В процессе перевозки груза автомобильным транспортом, в которой наша организация является грузоотправителем, был поврежден груз. Грузополучатель предъявил нам претензии, связанные с уменьшением стоимости груза в результате повреждения.

Должны ли мы возмещать стоимость груза или грузополучатель должен обратиться к перевозчику?

Ваша организация должна возместить утрату стоимости груза, а затем обратиться к перевозчику с требованием о возмещении ущерба, причиненного повреждением груза.

В данной ситуации заключены 2 договора: договор поставки товара, заключенный между вашей организацией и грузополучателем, и договор перевозки, заключенный между вашей организацией и перевозчиком. В данной ситуации вы являетесь обязанной стороной по основному договору поставки, поэтому получатель груза и обратился с соответствующим требованием к вам.

После выполнения обязательств по договору поставки ваша организация вправе предъявить требования о возмещении убытков, причиненных повреждением груза, перевозчику.

Автомобильный перевозчик несет ответственность за несохранность груза с момента принятия груза к автомобильной перевозке и до выдачи его грузополучателю, если не докажет, что несохранность груза произошла вследствие обстоятельств, которые он не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.

Наряду с возмещением установленного ущерба, вызванного повреждением груза, перевозчик возвращает провозную плату, полученную за автомобильную перевозку утраченного, недостающего или поврежденного (испорченного) груза, если эта плата не входит в стоимость груза (ст. 52 Закона об автомобильном транспорте).

В случае возникновения разногласий между автомобильным перевозчиком и заказчиком, вызванных несохранностью груза при автомобильной перевозке, оформляется акт о несохранности груза при автомобильной перевозке, а при других обстоятельствах – акт о разногласиях между автомобильным перевозчиком и заказчиком автомобильной перевозки (п. 102 Правил автомобильных перевозок грузов).

Обратите внимание! По спорам, вытекающим из обязательств по автомобильной перевозке груза, обязательно предъявление перевозчику претензии (ст. 30 Закона об автомобильном транспорте).

Иск к автомобильному перевозчику, вытекающий из обязательств по автомобильной перевозке груза, может быть предъявлен в случае полного или частичного отказа автомобильного перевозчика удовлетворить предъявленную ему претензию либо в случае неполучения от автомобильного перевозчика ответа в течение 30 дней с даты ее получения (ст. 57 Закона об автомобильном транспорте).

Документ:

Закон Республики Беларусь от 14.08.2007 № 278-З «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» (далее – Закон об автомобильном транспорте).

Документ:

Правила автомобильных перевозок грузов, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2008 № 970 (далее – Правила автомобильных перевозок грузов).

 

После завершения перевозки с экспедицией организация-заказчик не забрала груз и не оплатила услуги экспедитора.

Как долго экспедитор может удерживать груз?

Может ли экспедитор использовать груз для того, чтобы заставить заказчика рассчитаться?

1. Удержание груза экспедитором возможно до тех пор, пока соответствующее обязательство не будет исполнено.

2. Может при соблюдении требований законодательства.

Заказчик (грузоотправитель или грузополучатель) по договору экспедиции обязан возместить расходы, понесенные экспедитором в его интересах, и выплатить экспедитору причитающееся вознаграждение (ст. 22 Закона о ТЭД). Если заказчик не выполняет свои обязательства по договору, то экспедитор вправе взыскать с должника сумму полагающегося ему вознаграждения, неустойку (если она предусмотрена договором), проценты за пользование чужими денежными средствами и убытки, возникшие в связи с неисполнением заказчиком своих обязательств, по общим правилам ответственности за невыполнение гражданско-правовых обязательств, установленным ГК.

При этом должен применяться не специальный срок исковой давности, установленный ст. 31 Закона о ТЭД, а общий 3-годичный срок, закрепленный ст. 197 ГК.

Что касается удержания груза, то законодательством установлены:

– общая норма о праве перевозчика на такое удержание (п. 4 ст. 744 ГК);

– специальная норма о праве экспедитора на удержание груза (ст. 24 Закона о ТЭД).

Вместе с тем реализация экспедитором этого права ограничена, что отражено в постановлении Пленума ВХС № 9. Экспедитор имеет право удерживать перевозимый груз в обеспечение причитающейся ему провозной платы и других платежей по перевозке при соблюдении следующих условий:

1) это должна быть плата и другие платежи именно по перевозке данного груза (такое право не может быть ограничено договором);

2) удержание может осуществляться только после наступления срока оплаты (часть первая ст. 24 Закона о ТЭД).

Таким образом, экспедитор может использовать груз для того, чтобы заставить заказчика рассчитаться, удерживая его.

Удержание груза экспедитором возможно до тех пор, пока соответствующее обязательство не будет исполнено либо до предоставления заказчиком надлежащего обеспечения исполнения своих обязанностей в части выплаты причитающегося вознаграждения и возмещения расходов, понесенных экспедитором в интересах клиента, в т.ч. расходов экспедитора, связанных с удержанием груза (п. 45 постановления Пленума ВХС № 9).

Если заказчик так и не выполнит свои обязательства по договору, то требования экспедитора могут быть удовлетворены из стоимости груза в объеме и порядке, предусмотренных для удовлетворения требований, обеспеченных залогом. Если иное не предусмотрено договором, удержание груза обеспечивает требование в том объеме, какой оно имеет к моменту удовлетворения, в частности проценты, неустойку, возмещение убытков, причиненных просрочкой исполнения, расходов перевозчика, экспедитора на содержание удержанного груза и расходов по взысканию (п. 46 постановления Пленума ВХС № 9).

Документ:

Закон Республики Беларусь от 13.06.2006 № 124-З «О транспортно-экспедиционной деятельности» (далее – Закон о ТЭД).

Документ:

постановление Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 24.10.2012 № 9 «О некоторых вопросах рассмотрения дел, возникающих из договоров автомобильной перевозки грузов и транспортной экспедиции» (далее – постановление Пленума ВХС № 9).

Документ:

Гражданский кодекс Республики Беларусь (далее – ГК).

Организация, осуществляющая транспортно-экспедиционную деятельность, привлекла к перевозке частное унитарное предприятие в качестве непосредственного перевозчика. Груз был доставлен в срок, но при разгрузке обнаружилось его повреждение, существенно повлиявшее на качество.

Понесет ли экспедитор ответственность за повреждение груза?

Нет. Ответственность за утрату и повреждение груза несет перевозчик, если договор транспортной экспедиции не содержит особых условий об ответственности именно экспедитора за утрату груза.

Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями договора и требованиями законодательства, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычно предъявляемыми требованиями (ст. 290 ГК).

Экспедитор, как правило, не является стороной по договору перевозки, поскольку не является ни отправителем, ни получателем груза, но несет ответственность перед истцом за исполнение обязательств по расчету за услуги по перевозке (ст. 744, 739 ГК).

В соответствии со ст. 27 Закона о ТЭД экспедитор несет ответственность за несохранность принятого в свое ведение груза (утрату, недостачу, повреждение (порчу) груза), происшедшую после его принятия и до его выдачи грузополучателю или иному лицу, уполномоченному на получение груза, если не докажет, что утрата, недостача, повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.

В данной ситуации если экспедитор сможет предоставить аргументы и доказательства того, что от его действий сохранность груза не зависела и повреждение груза произошло вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело, то он освобождается от ответственности за несохранность принятого в свое ведение груза.

Маргарита Полевая, юрист

В нашей организации сведения о клиентах отнесены к коммерческой тайне. При приеме на работу нового работника мы планируем заключать с ним соглашение, обязывающее его соблюдать коммерческую тайну нанимателя.

Должен ли это быть отдельный документ или достаточно включения соответствующих условий в трудовой договор (контракт)?

С работником подписывается отдельное соглашение о неразглашении коммерческой тайны.

Обязательство соблюдать коммерческую тайну подтверждается таким документом, как обязательство о неразглашении коммерческой тайны (ст. 17 Закона о коммерческой тайне). Причины того, что данное обязательство подписывается в виде отдельного соглашения, а не условия трудового договора (контракта) в том, что, во-первых, это обязательство гражданско-правового характера, а не из области трудового права; во-вторых, запрещено включение в трудовой договор условий, ухудшающих положение работника по сравнению с законодательством и коллективным договором (часть третья ст. 19 ТК); в-третьих, обязательство может охватывать как период работы, так и определенный период времени после расторжения трудового договора; в-четвертых, причина сугубо психологическая – подписание отдельного соглашения обращает внимание работника на важность вопроса.

Документ:

Закон Республики Беларусь от 05.01.2013 № 16-З «О коммерческой тайне» (далее – Закон о коммерческой тайне).

Обязательство о неразглашении может подписываться при наличии трудового договора с нанимателем. Помимо срока действия, обязательство о неразглашении определяет: а) права и обязанности сторон, связанные с соблюдением конфиденциальности сведений, составляющих коммерческую тайну; б) порядок доступа работника к соответствующим сведениям; в) ответственность нанимателя за ненадлежащее выполнение обязанности уведомления об отменен режима коммерческой тайны. В качестве факультативных могут быть предусмотрены условия о выплате работнику вознаграждения за выполнение обязательств, связанных с соблюдением режима коммерческой тайны и об ответственности работника за его нарушение.

Обратите внимание, что неподписание работником, которому для исполнения своих трудовых обязанностей необходим доступ к коммерческой тайне, обязательства о неразглашении коммерческой тайны может повлечь прекращение трудового договора (п. 6 ст. 47 ТК).

Таким образом, с работниками следует заключать отдельное соглашение о неразглашении коммерческой тайны, а не включать это условие в трудовой договор (контракт).

 

Какие санкции к работнику может применить работодатель, если работник разгласит коммерческую тайну?

Штрафные санкции и меры дисциплинарной ответственности.

Само обязательство о неразглашении, зафиксированное в соглашении о неразглашении коммерческой тайны, определяет только гражданско-правовую ответственность работника, которая выражается в обязанности прекратить незаконные действия и возместить владельцу коммерческой тайны убытки (включая упущенную выгоду) (ст. 19 Закона о коммерческой тайне). Обратите внимание, что в данном случае она выше, чем материальная ответственность работника, причинившего вред имуществу нанимателя (ст. 400 ТК).

Но применение гражданско-правовой ответственности нанимателем по отношению к работнику обычно сопровождается и мерами дисциплинарной ответственности (замечание, выговор, увольнение) (ст. 198 ТК). Так, в случае разглашения коммерческой тайны работником, имеющим к ней доступ, трудовой договор с работником может быть прекращен (п. 6 ст. 47 ТК).

Кроме того, разглашение коммерческой тайны влечет применение административной (ст. 22.13 КоАП) и даже уголовной ответственности (ст. 255 УК). Такие виды ответственности применяются также и к лицам, которым тайна стала известна в силу выполнения служебных обязанностей, т.е. в связи с трудовыми отношениями.

Документ:

Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП).

Документ:

Уголовный кодекс Республики Беларусь (далее – УК).

 

Может ли соглашение о неразглашении коммерческой тайны содержать обязанность работника в течение определенного срока не устраиваться на работу к определенным нанимателям, конкурирующим с предыдущим?

Белорусское законодательство прямо не регулирует данный вопрос, который получил определенное распространение на практике и название «соглашение о неконкуренции».

С позиций белорусского законодательства пакт о неконкуренции не просто ухудшает, а даже «ущемляет» права работника. При желании в этом можно усмотреть даже нарушение конституционного права на труд (ст. 41 Конституции Республики Беларусь), а именно «право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей». Впрочем, нужно учитывать, что, если работник добровольно отказывается от своих прав, это не влечет прекращения самих прав (п. 2 ст. 8 ГК). Таким образом, включение в соглашение о неразглашении коммерческой тайны условия о неконкуренции нецелесообразно, так как соответствующих последствий оно породить не может.

По нашему мнению, только гражданско-правовой договор с четко оговоренным встречным удовлетворением (доплаты, компенсации, выходное пособие и т.п.) имеет шансы найти понимание в суде в случае возникновения спора.

Сергей Овсейко, юрист

В нашей организации для некоторых работников установлена норма рабочего времени менее 40 ч в неделю. Эти сотрудники не относятся к категориям лиц, которым по законодательству гарантирована возможность установления сокращенной продолжительности рабочего времени.

Может ли наша организация уплачивать таким работникам полную заработную плату?

Да.

В описанной ситуации целесообразно на локальном уровне ввести сокращенное рабочее время для отдельных категорий работников.

В соответствии со ст. 112 ТК нормальная продолжительность рабочего времени не может быть более 40 ч в неделю. Как правило, предполагается, что если работник не относится к отдельным категориям, которым устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени (ст. 113 и 114 ТК), или работник и наниматель не договорились об ином (на основании части второй ст. 111 ТК), то последний должен обеспечить сотрудника работой с учетом 40-часовой рабочей недели. Вместе с тем трудовое законодательство устанавливает только верхний предел продолжительности рабочего времени. Запрета на изменение продолжительности рабочего времени в меньшую сторону в нем нет. Таким образом, считаем допустимой установленную в вашей организации продолжительность рабочего времени менее 40 ч в неделю.

Документ:

Трудовой кодекс Республики Беларусь (далее – ТК).

Наниматель вправе установить сокращенную продолжительность рабочего времени на уровне локальных нормативных правовых актов, если это будет улучшать положение работников (ст. 7 ТК). При этом необходимо иметь в виду, что в такой ситуации размер заработной платы не должен изменяться в сторону уменьшения, поскольку это будет уже ухудшением положения работника. Таким образом, поскольку сокращенное рабочее время не предполагает уменьшения размера заработной платы, то подобная практика также представляется правомерной.

Рекомендуем в правилах внутреннего трудового распорядка указать, что для определенных категорий работников может устанавливаться сокращенная рабочая неделя с получением заработной платы в полном размере. Подобные условия необходимо зафиксировать и в трудовых договорах с работниками.

 

Наше ООО «С» проводит операции с векселями нерезидента. Из обслуживающего банка нам поступило требование предоставить полную письменную информацию об участниках общества (форма, которую надлежит заполнить, была приложена).

Должны ли мы исполнить такое требование?

Да.

Банк как лицо, проводящее финансовую операцию, обязан произвести идентификацию участников финансовой операции (ст. 8 Закона о предотвращении легализации доходов). Такая обязанность вытекает из нормы абзаца восьмого ст. 6 Закона о предотвращении легализации доходов.

Документ:

Закон Республики Беларусь от 30.06.2014 № 165-З «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения» (далее – Закон о предотвращении легализации доходов).

Проводимые вашей организацией операции подпадают под определение финансовой операции, подлежащей контролю: при осуществлении банковских операций под финансовой операцией понимаются открытие банковского счета, разовые платеж, перевод, поступление, выдача, обмен, внесение средств (абз. 14 ст. 1 Закона о предотвращении легализации доходов), а под средствами – денежные средства, ценные бумаги, электронные деньги, иное имущество, в т.ч. имущественные права, а также исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности (абз. 11 ст. 1 Закона о предотвращении легализации доходов). Таким образом, банк имеет право запрашивать информацию об участниках ООО, совершающих банковские операции с векселями нерезидента.

Анна Шинкевич, юрист

Работник получил травму на производстве по собственной вине и не хочет предъявлять какие-либо претензии к нанимателю.

Можно ли в этом случае не проаводить расследование?

Нельзя.

Законодательством устанавливается обязанность нанимателя проводить расследования несчастных случаев на производстве, а работника (в т.ч. и пострадавшего) – сообщать о фактах возникновения таких случаев (пп. 3, 7 Правил № 30). Законодатель не оговаривает особых ситуаций, когда расследование может не проводиться. Именно во время расследования устанавливается степень вины самого потерпевшего в несчастном случае.

Когда потерпевший добровольно участвует в сокрытии несчастного случая, он тем самым лишает себя возможности претендовать на законную компенсацию. Сначала может показаться, что, умалчивая о несчастном случае, работник тем самым «не подставит» работодателя (нанимателя), а работодатель (наниматель) в благодарность предоставит ему какие-либо льготы и материальную помощь. Однако судебная практика знает множество дел, когда потерпевший в итоге узнал, что может по законодательству рассчитывать на лучшую компенсацию, но доказать, что несчастный случай связан с производством и подпадает под определенную категорию страховых случаев, уже невозможно или крайне затруднительно. Более того, любая травма, даже легкая, может дать осложнения. Кроме того, наниматель, не оформивший несчастный случай, всегда рискует быть привлеченным к административной ответственности.

Однако, если работник, получивший травму, не предъявил нанимателю листок по временной нетрудоспособности, справку или иной документ, подтверждающий потерю трудоспособности, а оформил, например, отпуск (трудовой, социальный), то в данном случае расследование не проводится.

Документ:

постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15.01.2004 № 30 «О расследовании и учете несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее – Правила № 30).

Работник, получивший травму, попал в лечебное учреждение. Впоследствии выяснилось, что он работал только первый месяц, но из-за халатности работника отдела кадров он на момент получения травмы не был принят на работу официально.

Несет ли в таком случае ответственность организация?

Несет.

Фактическое допущение уполномоченным должностным лицом нанимателя работника к работе является началом действия трудового договора независимо от того, был ли прием на работу надлежащим образом оформлен (ст. 25 ТК).

 Работники считаются застрахованными независимо от фактического выполнения страхователями своих обязанностей по уплате страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (п. 277 Положения № 530).

Следовательно, наниматель в данном случае обязан проводить расследование несчастного случая с последующим составлением акта и пр. Если наниматель откажется оформлять несчастный случай и компенсировать страховой случай, то дело можно передать в суд с доказательствами осуществления трудовой деятельности в течение месяца. В этой ситуации суд признает, что организация обязана компенсировать страховой случай, а также может признать ее виновной в административном правонарушении по ст. 9.20 КоАП.

Документ:

Положение о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 № 530 (далее – Положение № 530).

Документ:

Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП).

Павел Булойчик, юрист

Наша организация обратилась в банк за получением кредита. Банк в рамках проверки запросил у нас лицензию на оптовую торговлю и хранение алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий, поскольку наша фирма занимается оптовой торговлей пива с объемной долей этилового спирта до 7 %.

Вправе ли банк требовать лицензию?

Не вправе.

Перед заключением кредитного договора банк обязан определить правоспособность и оценить кредитоспособность заявителя, после чего уполномоченным органом банка или работником банка принимается решение о предоставлении кредита, оформляемое в письменной форме (на бумажном носителе или в виде электронного документа) и подписываемое уполномоченным работником банка (п. 7 Инструкции № 226). В соответствии с этим банк имеет право требовать документы, подтверждающие право кредитополучателя осуществлять заявляемую им хозяйственную деятельность.

Документ:

Инструкция о порядке предоставления (размещения) банками денежных средств в форме кредита и их возврата, утвержденная постановлением Правления Нацбанка Республики Беларусь от 30.12.2003 № 226 (далее – Инструкция № 226).

Если ваша организация занимается оптовой торговлей пива с объемной долей этилового спирта до 7 %, то лицензия на оптовую торговлю и хранение алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий на это не требуется.

Согласно подп. 30.1 п. 30 Перечня видов деятельности оптовая торговля и хранение алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий, включая оптовую торговлю алкогольными напитками, требует наличия специального разрешения (лицензии). К алкогольным напиткам относятся водка, ликеро-водочные изделия, вино, коньяк, бренди, кальвадос, шампанское и другие напитки с объемной долей этилового спирта 7 % и более (ст. 2 Закона № 429-З).

Таким образом, банк не может требовать лицензию на оптовую торговлю и хранение алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий, поскольку деятельность, которой занимается ваша фирма, не подлежит лицензированию.

Документ:

Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются специальные разрешения (лицензии), и уполномоченных на их выдачу государственных органов и государственных организаций, утвержденный Указом Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 № 450 (далее – Перечень видов деятельности).

Документ:

Закон Республики Беларусь от 27.08.2008 № 429-З «О государственном регулировании производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта» (далее – Закон № 429-З).

 

Наша фирма была реорганизована в 2010 г., но название и УНП не изменились. Ранее в 2005 г. фирмой был заключен внешнеторговый договор на поставку товара с нерезидентом, стоимость которого – свыше 3 000 евро (был зарегистрирован паспорт сделки). В настоящее время мы намерены купить иностранную валюту и заплатить нерезиденту.

Должны ли мы перерегистрировать внешнеторговый договор для совершения указанной операции?

Необходимо зарегистрировать внешнеторговый договор в банке.

Внешнеторговый договор стоимостью 3 000 евро в эквиваленте и более должен быть зарегистрирован в банке, обслуживающем счет экспортера (импортера), до даты отгрузки (поступления) товаров либо проведения (поступления) платежей по нему (подп. 1.11 п. 1 Указа № 178). Регистрация сделки осуществляется уполномоченным работником банка, обслуживающего счет экспортера (импортера), в день представления экспортером (импортером) (его уполномоченным представителем) документа (документов), посредством которого (которых) оформлено заключение внешнеторгового договора, путем проставления на таком документе (таких документах) оттиска штампа банка с указанием регистрационного номера сделки и заверением его подписью уполномоченного работника банка (при электронном документообороте – с указанием регистрационного номера сделки и заверением его электронной цифровой подписью).

Документ:

Указ Президента Республики Беларусь от 27.03.2008 № 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций» (далее – Указ № 178).

В письме № 21-17/254 разъяснено, что по внешнеторговым договорам, заключенным до 16 ноября 2011 г. и действующим после указанной даты, с общей стоимостью товаров 3000 и более евро в эквиваленте в случае отсутствия по ним регистрации сделки (в т.ч. по договорам, по которым ранее использовался паспорт сделки, зарегистрированный банком либо таможенным органом) необходимо осуществлять после 16 ноября 2011 г. регистрацию сделки в порядке, предусмотренном Указом № 178.

Таким образом, вашей фирме следует зарегистрировать внешнеторговый договор в банке, но это не процедура перерегистрации в смысле подп. 1.16.1 п. 1 Указа № 178. Это подтверждается и письмом № 21-16/34, в котором разъяснено, что перерегистрация сделки при реорганизации резидента осуществляется только при условии изменения учетного номера плательщика резидента. В вашем случае номер налогоплательщика не изменился. При условии регистрации сделки ваша фирма вправе купить иностранную валюту и осуществить платеж нерезиденту.

 

Документ:

письмо Нацбанка Республики Беларусь от 19.12.2011 № 21-17/254 «О применении законодательства» (далее – письмо № 21-17/254).

 

Документ:

письмо Нацбанка Республики Беларусь от 10.03.2009 № 21-16/34 «О регистрации сделки» (далее – письмо № 21-16/34).

 

Организация-резидент обратилась в белорусский банк с целью покупки иностранной валюты для уплаты страхового взноса юридическому лицу – резиденту, являющемуся страховщиком.

Правомерна ли покупка иностранной валюты?

 

Субъект валютных операций – резидент вправе покупать иностранную валюту на внутреннем валютном рынке Республики Беларусь для проведения следующих валютных операций: оплата страхового взноса, осуществление расчетов по договорам страхования, сострахования, перестрахования между субъектами валютных операций – резидентами (подп. 20.7 п. 20 Инструкции № 112). Основанием для покупки иностранной валюты по данным валютным операциям является документ, подтверждающий заключение между субъектами валютных операций – резидентами соответствующей гражданско-правовой сделки, либо счет-фактура на оплату страхового взноса.

Документ:

Инструкция о порядке совершения валютно-обменных операций с участием юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденная постановлением Правления Нацбанка Республики Беларусь от 28.07.2005 № 112 (далее – Инструкция № 112).

Расчеты в иностранной валюте между организацией-резидентом и страховой организацией по уплате страховых взносов и выплате страхового возмещения (обеспечения) разрешены подп. 25.8 п. 25 Правил № 72. Таким образом, организация-резидент может купить иностранную валюту для уплаты страхового взноса страховой организации-резиденту, и банк должен осуществить такой платеж.

Документ:

Правила проведения валютных операций, утвержденные постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 30.04.2004 № 72 (далее – Правила № 72).

Денис Сафаревич, юрист ООО «Арцингер и партнеры»

 

Работаю заведующим кадровым сектором в городской поликлинике.

Имею ли я право принять на работу инспектором по кадрам своего супруга (образование – высшее юридическое)? Не будет ли это противоречить Закону о борьбе с коррупцией?

Документ:

Закон Республики Беларусь от 20.07.2006 № 165-З «О борьбе с коррупцией» (в редакции от 22.12.2011) (далее – Закон № 165-З).

Документ:

Закон Республики Беларусь от 15.07.2015 № 305-З «О борьбе с коррупцией» (начало действия документа – 24.01.2016 (за исключением отдельных положений) (далее – Закон № 305-З).

Нет.

В соответствии со ст. 18 Закона № 165-З ограничения по совместной государственной службе государственных служащих, совместной службе сотрудников Следственного комитета Республики Беларусь, военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, совместной работе в одной и той же государственной организации (обособленном подразделении) иных лиц, являющихся супругами, близкими родственниками или свойственниками, устанавливаются законодательными актами Республики Беларусь.

Например, согласно подп. 1.6 п. 1 ст. 33 Закона Республики Беларусь от 14.06.2003 № 204-З «О государственной службе в Республике Беларусь» гражданин не может быть принят на государственную службу в случаях близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, родные братья, сестры, а также родители, дети, родные братья и сестры супругов) с государственным служащим, если их служебная деятельность будет связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому. Эти же обстоятельства являются основанием прекращения государственной службы.

Документ:

Трудовой кодекс Республики Беларусь (далее – ТК).

В то же время запрет на совместную работу в одной и той же государственной организации (обособленном подразделении) на должности руководителя, главного бухгалтера (его заместителей) и кассира лиц, состоящих между собой в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери, а также братья, сестры, родители и дети супругов), если их работа связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому, установлен в ст. 27 ТК.

Таким образом, на работников государственных организаций здравоохранения, не являющихся государственными служащими, распространяются только ограничения совместной работы близких родственников, предусмотренные ст. 27 ТК. При этом в данном случае и ограничения ст. 27 ТК на указанные категории работников не распространяются, так как они не относятся к руководителю государственной организации, главному бухгалтеру (его заместителям) или кассиру.

Однако в такой ситуации на практике принято руководствоваться положениями законодательства о конфликте интересов (ст. 18-1 Закона № 165-З) (ситуация, при которой личные интересы государственного должностного лица (а к нему можно отнести заведующего кадровым сектором по признаку выполнения организационно-распорядительных обязанностей) влияют или могут повлиять на надлежащее исполнение государственным должностным лицом своих служебных (трудовых) обязанностей при принятии им решения или участии в принятии решения либо совершении других действий по службе (работе)).

Обратим внимание, что в Законе № 305-З принципиально по данному вопросу ничего нового не введено (только в несколько скорректированной форме продублирована норма, аналогичная норме ст. 27 ТК).

Обоснованно ли требование горисполкома о необходимости затребования сведений в УВД о привлечении директора к административной ответственности с целью решения вопроса о продлении контракта?

Документ:

Декрет Президента Республики Беларусь от 15.12.2014 № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций» (далее – Декрет № 5).

Процедура принятия решения по вопросу о продлении контракта (заключении контракта на новый срок) зависит от организационно-правовой формы юридического лица, а также требований законодательства.

Новым является то, что при продлении контракта с руководителем организации либо заключении с ним контракта на новый срок лица, уполномоченные на принятие соответствующих решений, обязаны проводить оценку соответствия данного руководителя таким критериям, как обеспечение производственно-технологической, исполнительской и трудовой дисциплины и надлежащих условий труда работников, содержание производственных зданий (помещений), оборудования и приспособлений в соответствии с установленными требованиями. Оценка соответствия указанным критериям должна подтверждаться документально и храниться в личном деле руководителя организации (пп. 1, 2 Декрета № 5).

В данном случае, полагаем, речь идет о сочетании норм о местном управлении и мерах по борьбе с коррупцией.

Право согласования предоставлено председателям исполкомов различного уровня в отношении ряда государственных организаций, находящихся на их территории (п. 2 ст. 48, п. 2 ст. 49, п. 2 ст. 50 Закона Республики Беларусь от 04.01.2010 № 108-З «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь»). Как правило, исполнительные комитеты издают свои правовые акты, регламентирующие порядок рассмотрения кадровых вопросов. В абсолютном большинстве случаев в них не содержатся требования о предъявлении документов, содержащих сведения о привлечении руководителя организации к административной ответственности.

Закон № 165-З напрямую также не содержит таких требований. Однако в ряде министерств и ведомств приняты планы мероприятий по профилактике коррупционных правонарушений. Например, планом Минпрома Республики Беларусь (утвержден коллегией данного министерства 20.03.2014 № 3/3 и размещен на официальном сайте министерства) предусмотрены в области кадровой работы истребование из информационных подразделений органов внутренних дел с письменного согласия кандидата сведений о привлечении его к административной ответственности (в порядке, определенном пп. 119–121 Положения о порядке функционирования единой государственной системы регистрации и учета правонарушений, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.07.2006 № 909), а также учет фактов привлечения кандидатов к административной ответственности за мелкие хищения путем злоупотребления служебными положениями и других административных правонарушений, связанных с коррупцией.

Заметим, что в некоторых нормативных правовых актах в качестве документа, необходимого для согласования назначения на должность, упоминается копия документа о наличии (отсутствии) в отношении кандидата сведений о привлечении его к уголовной или административной ответственности, выданного соответствующим подразделением органов внутренних дел (например, подп. 12.2 п. 12 Инструкции о порядке рассмотрения кадровых вопросов в Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь, утвержденной приказом Минсельхозпрода Республики Беларусь от 31.05.2011 № 213 «Об отдельных вопросах кадрового реестра Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь»).

Таким образом, в некоторых нормативных правовых актах есть нормы, предполагающие при согласовании вопроса о продлении срока действия контракта с руководителем организации установления факта привлечения его к административной ответственности.

В такой ситуации рекомендуем изучить правовые акты, регламентирующие работы с кадрами, соответствующего исполкома, а также ведомственного министерства.

Владимир Самосейко, юрист

Печать
В закладки
Сохранить в MS Word
AA
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.