Вопрос-ответ
Работника предупредили об увольнении в связи с сокращением штата. На следующий день он не вышел на работу.
Правомерно ли его увольнение за прогул?
Правомерно.
Предупреждение о сокращении штата работников организации не является основанием для невыхода на работу, поэтому расторжение трудового договора с работником за прогул будет правомерным при условии соблюдения порядка применения взыскания в виде увольнения.
Работника, который был уведомлен о предстоящем сокращении, уволить за прогул можно, поскольку никаких ограничений ТК не предусматривает. Если нет уважительных причин отсутствия работника на рабочем месте, то при соблюдении правил применения дисциплинарных взысканий его можно уволить за прогул даже в случае извещения о предстоящем сокращении штата или подачи заявления об увольнении по собственному желанию. Соответственно в такой ситуации работник лишается права на выходное пособие в связи с сокращением, поскольку основанием прекращения трудового договора будет являться прогул, а не сокращение штата работников организации.
Решением суда работница была восстановлена на работе. Она позвонила на работу только через 2 недели после того, как состоялся суд, и объяснила свое отсутствие тем, что ситуация с незаконным увольнением и судебным разбирательством довела ее до нервного срыва и ей требовался отдых.
Может ли работодатель уволить ее снова?
Может.
Судебное решение о восстановлении на работе должно быть исполнено обеими сторонами трудового спора. Работник должен явиться на работу и приступить к исполнению своих прежних должностных обязанностей.
Наниматель должен исполнить судебное решение о восстановлении на работе незаконно уволенного работника немедленно (ст. 313 ГПК, ст. 247 ТК). Это означает, что на следующий день после вынесения такого решения наниматель должен издать приказ о восстановлении на работе, фактически допустить работника к работе (например, выписать пропуск, освободить рабочее место) и выплатить ему заработную плату (в соответствии с решением суда), но не свыше чем за 1 месяц. Следовательно, этот день является рабочим днем для работника.
Если работник не явился на работу без уважительной причины, то такое отсутствие считается прогулом, за который работника можно уволить (п. 5 ст. 42 ТК).
Таким образом, основания для увольнения работницы в приведенной ситуации есть.
Документ:
Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь (далее – ГПК).
Что наниматель может сделать в такой ситуации, если не хочет снова «связываться» с увольнением этой работницы?
Применить другую меру дисциплинарного взыскания или не применять ничего.
Применение взыскания в виде увольнения за прогул является правом нанимателя, поэтому он может ограничиться выговором или замечанием, либо вообще не применять взыскание к работнику.
Чтобы избежать такой ситуации, рекомендуем добросовестному нанимателю своевременно предупредить работника о добровольном исполнении решения суда со своей стороны. Такое предупреждение следует сделать в письменной форме, например составить письмо, в котором зафиксировать, что издан приказ об отмене приказа об увольнении и о восстановлении на работе, и отправить такое письмо заказным с уведомлением о вручении. Кроме того, в письме можно указать дату, когда работнику следует выйти на работу. При этом надо учитывать время, которое займет пересылка письма.
Если есть необходимость срочно известить работника, советуем направить ему телеграмму с информацией о восстановлении. И письмо, и телеграмму нужно направить не позднее следующего дня после оглашения судом резолютивной части решения (дата будет определяться по почтовому штемпелю).
Справочно:
решение суда о восстановлении считается фактически исполненным, если работник допущен к исполнению прежних трудовых обязанностей и отменен приказ (распоряжение) об увольнении или о переводе работника.
Мастер не допустил к работе слесаря, поскольку посчитал, что он появился на работе в состоянии алкогольного опьянения. При этом был составлен соответствующий акт, который подписали 2 свидетеля – второй слесарь и помощник мастера. На следующий день слесарь явился на работу и потребовал оплатить ему вынужденный прогул, так как он не был пьян и отстранение его от работы является незаконным. Два работника, подписавшие акт, заявили, что они ничего конкретного сказать о его состоянии не могут.
Правомерны ли требования слесаря?
Правомерны.
Если наниматель считает, что работника необходимо отстранить от работы, он должен располагать конкретными фактами, подтверждающими его позицию, например медицинским заключением о противопоказаниях для конкретного вида работ, выполняемых данным работником. Если же наниматель не сможет подтвердить основание отстранения, оно будет признано незаконным и будет рассматриваться как вынужденный прогул.
Поскольку в описанной ситуации акт о появлении слесаря на рабочем месте в состоянии алкогольного опьянения оформлен ненадлежащим образом, действия мастера нельзя признать правомерными, а отстранение от работы – законным. Получается, что день отстранения от работы является вынужденным прогулом работника и подлежит оплате нанимателем (ст. 244 ТК).
Работник фактически уволен по п. 3 ст. 42 ТК – несоответствие занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации, а в приказе и трудовой книжке в качестве основания увольнения указан п. 4 ст. 42 ТК – систематическое неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если к работнику ранее применялись меры дисциплинарного взыскания.
Может ли работник оспорить такую запись?
Может.
В данном случае работник может обратиться в суд. Если суд признает формулировку причины расторжения трудового договора неправильной или не соответствующей закону, у работника может возникнуть вынужденный прогул, если неправильная запись препятствовала поступлению на другую работу. Обязанность представить доказательства того, что неправильная формулировка препятствовала поступлению на работу, возлагается на работника.
Работник отсутствовал на работе на протяжении 2 недель, по истечении которых представил справку–вызов из учреждения образования и написал заявление на предоставление социального отпуска в связи с обучением.
Является ли такое отсутствие работника на работе прогулом? Можно ли уволить его за прогул в данном случае?
Можно.
Работник нарушил порядок предоставления социального отпуска. Он должен был предъявить нанимателю документ, в котором указан период, когда работнику необходимо прибыть в учреждение образования (период экзаменационной сессии, установочной или лабораторно-экзаменационной сессии, сдачи государственных экзаменов, подготовки и защиты дипломного проекта и т.д.). На основании этого документа наниматель принимает решение о предоставлении отпуска в соответствии с правилами ст. 216 ТК и оформляет его приказом (распоряжением, решением) или запиской об отпуске (ст. 152 ТК).
В данной ситуации работник не уведомил нанимателя о периоде обучения и не представил соответствующий документ и тем самым нарушил обязанность вовремя приходить на работу и полностью использовать установленную продолжительность рабочего времени для выполнения своих трудовых функций (часть первая ст. 132 ТК). Такое поведение работника можно расценить как прогул и применить к нему меры дисциплинарного взыскания вплоть до увольнения по п. 5 ст. 42 ТК.
В каких случаях с работника может быть взыскана излишне выплаченная ему заработная плата?
В случае счетной ошибки.
Излишне выплаченная нанимателем заработная плата, в т.ч. при неправильном применении закона, не может быть взыскана с работника, за исключением случаев счетной ошибки (часть третья ст. 107 ТК).
Для того, чтобы правильно квалифицировать ситуации с излишне начисленными суммами, следует определиться с понятием «счетная ошибка». В законодательстве определения именно этого понятия не содержится. Полагаем, что близким к нему является понятие «техническая ошибка». Так, законодательством к техническим ошибкам отнесены описки, опечатки, пропуск или повторный ввод данных, арифметические ошибки при подведении итогов, неточного округления (п. 3 Инструкции № 83).
В каждом конкретном случае необходимо документально подтвердить, что имела место счетная ошибка, допущенная по неосторожности, т.е. без какого-либо умысла у работника, ее допустившего (например, дважды начислена заработная плата, отпускные, произошел сбой программного обеспечения, неправильно совершено арифметическое действие и т.д.).
Однако если ошибка допущена в результате неправильного применения законодательства (например, неправильно начислена надбавка за выслугу лет), ее нельзя отнести к счетной ошибке и соответственно сумма превышения не может быть взыскана с работника.
Удержание излишне выплаченных работникам вследствие счетных ошибок сумм производится на основании распоряжения нанимателя, сделанного им не позднее 1 месяца со дня неправильно исчисленной выплаты (п. 1 части второй ст. 107 ТК). При этом указанные суммы могут удерживаться единовременно или частями при условии соблюдения ограничений размера удержаний из заработной платы, установленных законодательством, и запрета на удержания из некоторых сумм, подлежащих выплате работникам (ст. 108, 109 ТК, ст. 525 ГПК).
Документ:
Инструкция о порядке внесения исправлений в бухгалтерский учет в случае обнаружения ошибок, утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.06.2005 № 83 (далее – Инструкция № 83).
Наталья Щербакова, юрист
Организация, занимающаяся розничной торговлей, планирует открыть собственный интернет-магазин и осуществлять через него продажи.
Нужно ли ей дополнительно регистрировать интернет-магазин?
Нужно.
Интернет-магазин – это информационный ресурс субъекта торговли в глобальной компьютерной сети Интернет, позволяющий осуществить заказ на приобретение или выбор и приобретение товаров без (вне) торгового объекта (п. 8 ст. 1 Закона о торговле и общественном питании).
Документ:
Закон Республики Беларусь от 08.01.2014 № 128-З «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь» (далее – Закон о торговле и общественном питании).
Интернет-магазин подлежит регистрации в Торговом реестре (пп. 3–5 ст. 19 Закона о торговле и общественном питании) в порядке, определенном постановлениями Совета Министров № 1227 и Минторга № 41.
Документ:
постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23.12.2014 № 1227 «Об утверждении Положения о Торговом реестре Республики Беларусь и Положения об определении методики расчета доли субъектов торговли в объеме розничного товарооборота продовольственных товаров в границах г. Минска, городов областного подчинения, районов, признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь и их структурных элементов» (далее – постановление Совета Министров № 1227).
Документ:
постановление Министерства торговли Республики Беларусь от 24.12.2014 № 41 «О мерах по реализации постановления Совета Министров Республики Беларусь от 23 декабря 2014 г. № 1227» (далее – постановление Минторга № 41).
Интернет-магазин размещается на веб-сайте, который в свою очередь должен быть зарегистрирован в Государственном реестре информационных сетей, систем и ресурсов национального сегмента глобальной компьютерной сети Интернет, размещенных на территории Республики Беларусь. Такую регистрацию производит организация, предоставляющая услуги хостинга (провайдер), на основании Положения № 664.
Документ:
Положение о порядке государственной регистрации информационных сетей, систем и ресурсов национального сегмента глобальной компьютерной сети Интернет, размещенных на территории Республики Беларусь, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.04.2010 № 664 (далее – Положение № 664).
Таким образом, организация, создающая интернет-магазин, сама должна зарегистрировать его только в Торговом реестре. Сайт, на котором размещается интернет-магазин, регистрируется в Государственном реестре информационных сетей, систем и ресурсов национального сегмента глобальной компьютерной сети Интернет не организацией, а провайдером.
Необходимо ли при подписании хозяйственных договоров ставить подписи сторон на каждой странице текста договора?
Нет, за исключением договора строительного подряда.
Такая процедура, которую обычно называют парафированием, предусмотрена для международных договоров, т.е. договоров с участием государств (ст. 10 Конвенции ООН о праве международных договоров от 23.05.1969).
Что касается хозяйственных договоров, то для них гражданское законодательство такого обязательного правила не устанавливает (за исключением договоров строительного подряда). Для гражданско-правовых договоров требование парафирования может устанавливаться по соглашению сторон (часть третья п. 1 ст. 161 ГК), например, в предварительном или рамочном договоре или ином соглашении.
В отношении договоров строительного подряда установлено требование, что каждый лист договора и приложений к нему должен быть пронумерован и подписан сторонами (п. 19 Правил заключения и исполнения договоров строительного подряда).
Документ:
Гражданский кодекс Республики Беларусь (далее – ГК).
Документ:
Правила заключения и исполнения договоров строительного подряда, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.09.1998 № 1450 (далее – Правила заключения и исполнения договоров строительного подряда).
Две организации собираются совместно осуществлять лицензируемый вид деятельности в сфере образования. Соответствующая лицензия имеется только у одной из них.
Вправе ли стороны путем заключения договора о совместной деятельности объединить свои усилия, поделив функции между собой, или каждой необходимо получать лицензию на данный вид деятельности?
Вправе, но лицензируемую деятельность может осуществлять только лицензиат.
По договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной не противоречащей законодательству цели (ст. 911 ГК).
Самый важный признак данного договора – единство целей участников, а не «антагонизм» как в большинстве других договоров (купли-продажи, аренды, подряда и т.п.). Но средства достижения общей цели (функции) у участников могут быть разные. Практический вопрос о возможности разделения функций в свете соблюдения лицензионных требований долгое время решался по-разному. Так, в свое время в письме Министерства промышленности Республики Беларусь от 09.03.2000 № 11/2105 «О лицензировании» было дано разъяснение, что при заключении договора о совместной деятельности с целью извлечения прибыли и вида деятельности, подлежащего лицензированию, лицензию должен иметь каждый участник такого договора.
В настоящее время необходимо руководствоваться п. 54 Положения о лицензировании, согласно которому при осуществлении вида деятельности на основании лицензии по договору простого товарищества право на осуществление этого вида деятельности принадлежит его участнику (юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, являющемуся участником данного товарищества), имеющему соответствующую лицензию. Другими словами, в договоре о совместной деятельности могут объединяться организации, имеющие или не имеющие лицензии, но осуществлять лицензионную деятельность вправе только та организация, которая имеет лицензию.
Применительно к данному вопросу следует сказать, что 2 указанные организации могут заключить договор о совместной деятельности, но осуществлять непосредственную образовательную деятельность и выдавать дипломы вправе только та организация, которая имеет лицензию. Вторая организация может осуществлять иные функции, например обеспечивать материальную базу учебного процесса.
Документ:
Положение о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 № 450 (далее – Положение о лицензировании).
Имеет ли право белорусский санаторий выставлять счет иностранному физическому лицу в валюте и получать от него средства в валюте из-за рубежа?
Имеет.
Такая возможность допускается действующим валютным законодательством (подп. 31.1 п. 31 Правил № 72). Однако при совершении данной операции следует учитывать и ограничения, введенные недавно.
С одной стороны, использование иностранной валюты, ценных бумаг и (или) платежных документов в иностранной валюте в расчетах между субъектом валютных операций и физическим лицом при осуществлении туристической деятельности на территории Республики Беларусь не допускается, за исключением случаев, установленных законодательными актами (подп. 1.1 п. 1 постановления Правления Нацбанка № 47). С другой стороны, письмо Нацбанка № 31-12/273, основываясь на подп. 31.21 п. 31 Правил № 72, разрешает с 1 марта 2015 г. субъектам валютных операций – резидентам получать иностранную валюту, поступившую из-за пределов Республики Беларусь в безналичной форме в виде банковского перевода (за исключением операций с использованием банковских платежных карточек, осуществляемых в банкоматах, платежных терминалах, инфокиосках на территории Республики Беларусь), по сделкам, заключенным с физическими лицами – нерезидентами и предусматривающим передачу физическим лицам – нерезидентам товаров, охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, имущества в аренду, выполнение работ, оказание услуг, отчуждение недвижимого имущества.
Таким образом, при соблюдении указанных в письме Нацбанка № 31-12/273 условий белорусский санаторий может выставить счет иностранному физическому лицу в иностранной валюте и получить от него соответствующую оплату.
Документ:
Правила проведения валютных операций, утвержденные постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 30.04.2004 № 72 (далее – Правила № 72).
Документ:
постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 03.02.2015 № 47 «О некоторых вопросах использования иностранной валюты, ценных бумаг и (или) платежных документов в иностранной валюте при проведении валютных операций» (далее – постановление Правления Нацбанка № 47).
Документ:
письмо Национального банка Республики Беларусь от 12.03.2015 № 31-12/273 «Разрешение на расчеты в иностранной валюте» (далее – письмо Нацбанка № 31-12/273).
Белорусская организация имеет свой интернет-сайт, который используется в рекламных целях и для информирования общественности о ее деятельности.
Подпадает ли такой сайт под действие новой редакции Закона о СМИ?
Подпадает.
Нормы Закона о СМИ в действующей редакции распространяются теперь на информационные ресурсы (их составные части), размещенные в глобальной компьютерной сети Интернет, посредством которых осуществляется распространение продукции СМИ, за исключением требований о государственной регистрации СМИ (п. 2 ст. 3 Закона о СМИ). Придание сайту статуса СМИ означает распространение на него отдельных норм Закона о СМИ, например, о порядке распространения информации, в т.ч. рекламы, о соблюдении авторских прав, праве на опровержение, мерах государственного реагирования (предупреждение, приостановление, прекращение) и т.п.
Документ:
Закон Республики Беларусь от 17.07.2008 № 427-З «О средствах массовой информации» (далее – Закон о СМИ).
Если на информационный сайт распространяется Закон о СМИ, то необходимо ли его регистрировать как СМИ?
Нет.
Закон о СМИ не содержит требований о регистрации сайта в качестве СМИ. Также распространители информации о своей деятельности на своих же сайтах не подлежат включению ни в Государственный реестр распространителей продукции печатных СМИ, ни в Государственный реестр распространителей продукции телевизионных и радиовещательных СМИ (п. 6 ст. 17 Закона о СМИ).
Организация-резидент приняла от нерезидента в качестве оплаты по экспортной операции вексель и намеревается продать его белорусскому банку до наступления срока платежа по векселю.
В какой период организации-экспортеру необходимо будет осуществить обязательную продажу части валютной выручки, полученной после продажи векселя?
В течение 7 дней с даты перечисления денежных средств белорусским банком за учтенный им вексель.
Выручкой в иностранной валюте, подлежащей обязательной продаже, являются денежные средства в иностранной валюте согласно перечню иностранных валют, определяемому Нацбанком, поступающие юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на их счета по сделкам, предусматривающим в числе прочих учет (покупку) ценных бумаг, являющихся расчетными документами по сделкам, предусматривающим на возмездной основе передачу товаров, охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выполнение работ, оказание услуг (подп. 2.1 п. 2 Указа № 452).
Применительно к расчету векселем по экспортной внешнеторговой операции считаем, что 7-дневный срок для осуществления обязательной продажи начинает течь не с момента получения векселя или поступления средств от нерезидента, а с момента перечисления средств белорусским банком за учтенный им вексель. Эта же дата будет считаться датой завершения внешнеторговой операции по Указу № 178.
Справочно:
порядок использования векселей во внешнеэкономической деятельности определен Указом Президента Республики Беларусь от 17.02.2015 № 69 «Об использовании векселей».
Документ:
Указ Президента Республики Беларусь от 17.07.2006 № 452 «Об обязательной продаже иностранной валюты» (далее – Указ № 452).
Документ:
Указ Президента Республики Беларусь от 27.03.2008 № 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций» (далее – Указ № 178).
Следует ли понимать, что при использовании во внешнеторговой операции векселя именно момент поступления денег на счет от белорусского банка является моментом фактической реализации для целей исчисления НДС (организация является плательщиком НДС, применяя УСН)?
Нет.
Признание выручки для целей налогового учета и определение выручки для целей валютного регулирования – разные понятия. В частности, в рассматриваемой ситуации днем зачисления денежных средств при использовании в расчетах векселей признается дата получения векселя (часть четвертая п. 1 ст. 92¹ НК).
Документ:
Налоговый кодекс Республики Беларусь (Особенная часть) (далее – НК).
На годовом общем собрании акционерного общества несколько миноритарных акционеров выдали доверенности для участия в голосовании самому обществу.
Законно ли это и могут ли другие акционеры оспаривать результаты голосования?
Законно, для оспаривания нет оснований.
В общем собрании участников хозяйственного общества, помимо участников ООО (ОДО) и акционеров АО лично, вправе принимать участие и другие участники или прочие лица (как физические, так и юридические), действующие по доверенности (ст. 13 и 37 Закона об обществах). Само общество в числе потенциальных участников не упомянуто, но нет и прямого запрета на такое участие. Нормы ГК, запрещающие совершать сделки в отношении себя лично (п. 3 ст. 183 ГК), по нашему мнению, в данном случае не применяются, поскольку общество не является некой самостоятельной «стороной» на общем собрании.
За рубежом такие доверенности, выданные участниками самому обществу, называются «бланковыми», и общество затем уже само назначает своего представителя. Такая практика прямо не запрещена и белорусским законодательством, хотя и выглядит как ущемление прав отдельных участников. Однако такая доверенность должна быть правильно оформлена. В частности, выдана она должна быть не «на предъявителя», а на имя юридического лица, которое может затем обойти требование ГК о нотариальной форме доверенности в порядке передоверия (п. 2 ст. 188 ГК). Если известно имя конкретного должностного лица хозяйственного общества, которое будет участвовать в общем собрании, доверенность может выдаваться и на него в качестве физического лица.
По нашему мнению, оспаривать результаты голосования – это право акционера, но в данном случае веских оснований для этого мы не видим.
Документ:
Закон Республики Беларусь от 09.12.1992 № 2020-XII «О хозяйственных обществах» (далее – Закон об обществах).
Устав ООО содержит формулировку о том, что в нем «может образовываться» совет директоров. В настоящее время участники пришли к соглашению о том, что предпочтительнее заменить совет директоров коллегиальным исполнительным органом.
Возможна ли такая замена?
Возможна.
Совет директоров (наблюдательный совет) является факультативным органом управления и образуется в хозяйственном обществе, если это предусмотрено уставом (ст. 51 Закона об обществах). Избрание и досрочное прекращение полномочий этого органа относятся к исключительной компетенции общего собрания (ст. 34 Закона об обществах).
Поскольку устав содержит разрешительную, а не обязывающую формулировку относительно создания совета директоров, считаем, что данный орган может быть ликвидирован без внесения изменений в устав в том же порядке, что и создавался.
Какое название может носить коллегиальный исполнительный орган хозяйственного общества?
Выбор названия – по желанию общего собрания.
Названия исполнительного органа хозяйственного общества законодательством никак не регламентированы. Это может быть дирекция, директорат, исполнительная дирекция, даже правление, хотя последнее исторически больше соответствует органу управления промежуточной компетенции, и т.п. Обязательные требования определены постановлением № 643 только к наименованиям должностей руководителей организаций (т.е. единоличного исполнительного органа в хозяйственном обществе): генеральный директор, директор, заведующий, начальник, председатель, управляющий.
Документ:
постановление Совета Министров Республики Беларусь от 16.05.2003 № 643 «О некоторых мерах по упорядочению наименований должностей руководителей организаций и сокращенных наименований юридических лиц» (далее – постановление № 643).
Достаточно ли создания в хозяйственном обществе коллегиального исполнительного органа или обязательно наличие также и единоличного?
Желательно создать и коллегиальный, и единоличный исполнительный орган.
Закон об обществах предусматривает образование и коллегиального, и единоличного исполнительного органа. В этом случае лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа, осуществляет также функции лица, возглавляющего коллегиальный исполнительный орган хозяйственного общества (часть четвертая ст. 54 Закона об обществах). Образование 2 исполнительных органов целесообразно при разделении компетенции между ними.
В разъяснении ВХС № 03-29/400 содержится вывод о том, что «поскольку именно единоличный исполнительный орган хозяйственного общества без доверенности действует от имени этого общества, в том числе представляет его интересы и совершает сделки от имени общества, формирование его всегда обязательно». Руководитель коллегиального исполнительного органа вправе выступать от имени общества, представлять его интересы, подписывать необходимые документы только по доверенности. По указанным выше причинам считаем крайне желательным наличие помимо коллегиального еще и единоличного исполнительного органа. При желании члены коллегиального исполнительного органа могут ограничить полномочия единоличного лишь представительскими функциями.
Документ:
разъяснение Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 05.03.2007 № 03-29/400 «О полномочиях исполнительного органа хозяйственного общества» (далее – разъяснение ВХС № 03-29/400).
На годовом общем собрании акционерного общества несколько миноритарных акционеров выдали доверенности для участия в голосовании самому обществу.
Законно ли это и могут ли другие акционеры оспаривать результаты голосования?
Законно, для оспаривания нет оснований.
В общем собрании участников хозяйственного общества, помимо участников ООО (ОДО) и акционеров АО лично, вправе принимать участие и другие участники или прочие лица (как физические, так и юридические), действующие по доверенности (ст. 13 и 37 Закона об обществах). Само общество в числе потенциальных участников не упомянуто, но нет и прямого запрета на такое участие. Нормы ГК, запрещающие совершать сделки в отношении себя лично (п. 3 ст. 183 ГК), по нашему мнению, в данном случае не применяются, поскольку общество не является некой самостоятельной «стороной» на общем собрании.
За рубежом такие доверенности, выданные участниками самому обществу, называются «бланковыми», и общество затем уже само назначает своего представителя. Такая практика прямо не запрещена и белорусским законодательством, хотя и выглядит как ущемление прав отдельных участников. Однако такая доверенность должна быть правильно оформлена. В частности, выдана она должна быть не на предъявителя, а на имя юридического лица, которое может затем обойти требование ГК о нотариальной форме доверенности в порядке передоверия (п. 2 ст. 188 ГК). Если известно имя конкретного должностного лица хозяйственного общества, которое будет участвовать в общем собрании, доверенность может выдаваться и на него в качестве физического лица.
По нашему мнению, оспаривать результаты голосования – это право акционера, но в данном случае веских оснований для этого мы не видим.
Документ:
Закон Республики Беларусь от 09.12.1992 № 2020-XII «О хозяйственных обществах» (далее – Закон об обществах).
Устав ООО содержит формулировку о том, что в нем «может образовываться» совет директоров. В настоящее время участники пришли к соглашению о том, что предпочтительнее заменить совет директоров коллегиальным исполнительным органом.
Возможна ли такая замена?
Возможна.
Совет директоров (наблюдательный совет) является факультативным органом управления и образуется в хозяйственном обществе, если это предусмотрено уставом (ст. 51 Закона об обществах). Избрание и досрочное прекращение полномочий этого органа относятся к исключительной компетенции общего собрания (ст. 34 Закона об обществах).
Поскольку устав содержит разрешительную, а не обязывающую формулировку относительно создания совета директоров, считаем, что данный орган может быть ликвидирован без внесения изменений в устав в том же порядке, что и создавался.
Какое название может носить коллегиальный исполнительный орган хозяйственного общества?
Выбор названия – по желанию общего собрания.
Названия исполнительного органа хозяйственного общества законодательством никак не регламентированы. Это может быть дирекция, директорат, исполнительная дирекция, даже правление, хотя последнее исторически больше соответствует органу управления промежуточной компетенции, и т.п. Обязательные требования определены постановлением № 643 только к наименованиям должностей руководителей организаций (т.е. единоличного исполнительного органа в хозяйственном обществе): генеральный директор, директор, заведующий, начальник, председатель, управляющий.
Документ:
постановление Совета Министров Республики Беларусь от 16.05.2003 № 643 «О некоторых мерах по упорядочению наименований должностей руководителей организаций и сокращенных наименований юридических лиц» (далее – постановление № 643).
Желательно создать и коллегиальный, и единоличный исполнительный орган.
Закон об обществах предусматривает образование и коллегиального, и единоличного исполнительного органа. В этом случае лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа, осуществляет также функции лица, возглавляющего коллегиальный исполнительный орган хозяйственного общества (часть четвертая ст. 54 Закона об обществах). Образование 2 исполнительных органов целесообразно при разделении компетенции между ними.
В разъяснении ВХС № 03-29/400 содержится вывод о том, что «поскольку именно единоличный исполнительный орган хозяйственного общества без доверенности действует от имени этого общества, в том числе представляет его интересы и совершает сделки от имени общества, формирование его всегда обязательно». Руководитель коллегиального исполнительного органа вправе выступать от имени общества, представлять его интересы, подписывать необходимые документы только по доверенности. По указанным выше причинам считаем крайне желательным наличие помимо коллегиального еще и единоличного исполнительного органа. При желании члены коллегиального исполнительного органа могут ограничить полномочия единоличного лишь представительскими функциями.
Документ:
разъяснение Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 05.03.2007 № 03-29/400 «О полномочиях исполнительного органа хозяйственного общества» (далее – разъяснение ВХС № 03-29/400).
Сергей Овсейко, юрист, канд. юрид. наук, канд. экон. наук
Редактор рекомендует:
Сейчас читают:
-
116
-
113
-
111
-
107
-
107
-
106