8 август 2016
Статья 14 из 19 ( Материал id: 599 Журнал id: 106367 )
Страница № 38

Налоговая провела проверку. Как обжаловать акт проверки?

Порядок обжалования решений, вынесенных налоговыми органами по результатам проверок (ненормативных правовых актов), и действий (бездействия) их должностных лиц, определенный НК, отличается от обжалования по Положению № 510. Например, в Положении № 510 заявитель (лицо, подающее заявление (жалобу) на решения контролирующих (надзорных) и иных  органов, действия (бездействие) их должностных лиц) – проверяемый субъект, а в НК заявитель – плательщик (иное обязанное лицо).

В статье рассмотрим особенности, способы, порядок и сроки обжалования решений, вынесенных налоговыми органами в порядке, установленном НК.

Документ:

Налоговый кодекс Республики Беларусь (далее – НК).

Документ:

Положение о порядке организации и проведения проверок, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее – Положение № 510).

Сроки

Сроки представления, принятия и обжалования решения приведем в табл. 1.

 

Таблица 1

Представление
письменных возражений по содержанию акта
проверки

Принятие решения по акту проверки и (или)
требования (предписания) об устранении нарушений, установленных в ходе
проведения проверки

Обжалование решения
налогового органа или
действий (бездействия) его должностных лиц
в административном
порядке

Обжалование решения
налогового органа или
действий (бездействия) его должностных лиц
в судебном порядке

Орган, куда подается

Срок

Орган,
который принимает

Срок

Орган, куда подается

Срок

Орган, куда подается

Срок

Налоговый орган, проводящий проверку

15 рабочих дней со дня подписания акта или справки проверки

Должностное лицо налогового органа

30 рабочих дней со дня вручения (направления) плательщику заключения по возражениям

Вышестоящий налоговый орган или вышестоящее должностное лицо налогового органа

30 календарных дней со дня вынесения решения

Экономический суд

1 год со дня вынесения решения

 

Последствие пропуска установленного 15-дневного срока подачи письменных возражений по содержанию акта проверки заключается в том, что возражения к рассмотрению не принимаются (п. 6 ст. 78 НК).

 

Обратите внимание! Такой пропуск не является основанием для отказа экономическим судом в принятии заявления о признании недействительным ненормативного правового акта и основанием для  отказа в удовлетворении заявления. При рассмотрении в экономическом суде споров данной категории экономический суд  принимает к рассмотрению и оценивает представленные доказательства исходя из положений ст. 100, 108 ХПК вне зависимости от того, были ли они представлены плательщиком налоговому органу в сроки, установленные п. 6 ст. 78 НК (части вторая и третья п. 11 постановления Пленума ВХС № 21).

Документ:

постановление Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 19.05.2005 № 21 «О некоторых вопросах, связанных с применением Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь» (далее – постановление Пленума ВХС № 21).

Документ:

Гражданский кодекс Республики Беларусь (далее – ГК).

Важно!

К налоговым правоотношениям не применяется общий срок исковой давности в 3 года на основании п. 4 ст. 1 ГК.

Порядок обжалования

Плательщик (иное обязанное лицо) вправе обжаловать решения налоговых органов, действия (бездействие) их должностных лиц, принятых с нарушением установленных законодательством норм и нарушающих, по мнению плательщика, его права и законные интересы (ст. 85 НК) (см. табл. 2).

 

Таблица 2

Внесудебный (административный) порядок

Судебный порядок

Орган обжалования

При обжаловании решения налогового органа – в вышестоящий налоговый орган, а при его отсутствии -  вышестоящему должностному лицу, которому непосредственно подчинены должностные лица, принявшие решение

Экономический суд

При обжаловании действий (бездействия) должностного лица – вышестоящему должностному лицу, которому должностное лицо, действия (бездействие) которого обжалуются, непосредственно подчинено

Документ

Жалоба

Заявление (жалоба) о признании недействительным решения налогового органа

Срок подачи

30 календарных дней со дня вынесения (совершения)

1 год со дня вынесения решения

Срок рассмотрения

1 месяц со дня получения жалобы

1 месяц со дня поступления заявления (жалобы) в суд (если иной срок не установлен законодательными актами)

 

Пропуск плательщиком (иным обязанным лицом) установленного п. 2 ст. 87 НК 30-дневного срока для подачи административной жалобы – основание для отказа в рассмотрении. Пропущенный срок подачи жалобы может быть восстановлен на основании заявления плательщика (иного обязанного лица), адресованного вышестоящему налоговому органу (вышестоящему должностному лицу налогового органа), в котором должны быть указаны уважительные причины пропуска такого срока.

 

Обратите внимание! Одновременная или последующая подача жалобы в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу налогового органа не является препятствием для обращения плательщика (иного обязанного лица) с заявлением (жалобой) в суд (часть вторая п. 1 ст. 86 НК). При этом одновременное обращение плательщика (иного обязанного лица) с жалобой на решения налоговых органов, действия (бездействие) их должностных лиц в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу и с заявлением в суд не является основанием для отказа в принятии заявления (жалобы) и не препятствует суду рассмотрению дела по существу.

 

Справочно:

НК содержит и иные сроки для обжалования плательщиком (иным обязанным лицом) решений налогового органа, действий (бездействия) должностных лиц налогового органа (см. подп. 1.5 п. 1 ст. 21 НК).

 

Вместе с тем экономический суд, приняв заявление (жалобу) к своему производству и возбудив по нему производство по делу, в соответствии с нормами ст. 145 ХПК может воспользоваться своим правом и приостановить производство по делу до принятия решения по жалобе плательщика (иного обязанного лица) вышестоящим налоговым органом или вышестоящим должностным лицом налогового органа.

 

Обратите внимание! Решение налогового органа может быть оспорено в экономическом суде только в том случае, если данное решение облечено в предусмотренную законодательными актами форму, подписано руководителем (его заместителем) налогового органа и вынесено в отношении конкретного плательщика (иного обязанного лица) (часть вторая п. 17 постановления Пленума ВХС № 21).

 

Частью второй п. 1 ст. 86 НК установлен срок для обращения плательщика (иного обязанного лица)  с заявлением  в суд на решение налогового органа: заявление (жалоба) о признании недействительным решения налогового органа может быть предъявлено в течение 1 года со дня вынесения решения.

Годичный срок обжалования в суде является пресекательным и не может быть восстановлен либо продлен судом. Если заявление (жалоба) было принято экономическим судом к производству по истечении данного срока, то установление в ходе рассмотрения дела факта пропуска срока может стать основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования (часть пятая п. 17 постановления Пленума ВХС № 21).

 

Пример

В 2015 г. должностные лица налогового органа на основании ст. 64, подп. 1.6 п. 1 ст. 82 НК провели комплексную выездную налоговую проверку и проверку финансово-хозяйственной и иной деятельности РУП «А», по результатам которой составили акт  проверки о нарушении плательщиком законодательства.

В ходе проведения проверки было установлено, что по бухгалтерскому учету РУП «А» денежные средства, полученные в рамках исполнения договора строительного подряда, были отражены как выполненные по договору строительные работы собственными силами, так и выполненные субподрядными организациями.

На основании данных бухгалтерского учета, актов сдачи-приемки выполненных строительных и монтажных работ, оценки первичных учетных документов и с учетом протоколов опросов и объяснений должностных и иных лиц, работавших в субподрядных организациях и в РУП «А», проверяющие сделали вывод, что указанные в актах выполненных работ строительно-монтажные работы выполнялись непосредственно работниками плательщика без привлечения работников иных организаций, что повлекло занижение плательщиком налогооблагаемой базы для исчисления налогов, сборов в 2010 г.

На основании материалов проверки заместитель руководителя налогового органа принял решение о доначислении налогов, сборов и пени за неисполнение налогового обязательства.

РУП «А» обратилось в суд с требованием о признании недействительным решения налогового органа о взыскании налогов, сборов и пени на основании неправомерности выводов налогового органа об отсутствии факта привлечения субподрядных организаций для выполнения работ по договору строительного подряда.

Экономический суд первой и апелляционной инстанций, применяя положения ст. 85, 86 НК и абзаца пятого п. 17 постановления Пленума ВХС № 21, обоснованно пришел к выводу о том, что поскольку заявителем был пропущен установленный законодательством годичный срок для обжалования решения налогового органа, то данное обстоятельство является основанием для отказа в удовлетворении заявления.

При этом судебные инстанции признали неправомерным довод заявителя со ссылкой на ст. 87 НК относительно того, что установленный ст. 86 НК годичный срок для обжалования решений налогового органа может быть восстановлен по заявлению лица, подавшего жалобу, на том основании, что положения ст. 87 НК регулируют порядок и сроки, связанные с подачей жалобы в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу налогового органа.

Справочно:

примерные формы некоторых документов (уведомлений, сообщений, заявлений, запросов, решений, справок), принимаемых налоговыми органами и их должностными лицами, утверждены приказом Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 31.01.2012 № 19.

Особенности судебного обжалования

Решение вышестоящего налогового органа или вышестоящего должностного лица, вынесенное по жалобе плательщика (иного обязанного лица), не является актом, в отношении которого можно ставить вопрос о признании его недействительным, если этим решением не вносятся в решение нижестоящего налогового органа изменения, нарушающие права и законные интересы плательщика (иного обязанного лица), поскольку предметом рассмотрения экономическим судом может быть только тот ненормативный правовой акт, который не соответствует законодательству Республики Беларусь и порождает правовые последствия для субъекта хозяйствования – плательщика (иного обязанного лица). Характер оспариваемого ненормативного правового акта налогового органа экономический суд оценивает в каждом конкретном случае.

В случае предъявления такого заявления производство по делу подлежит прекращению по причине того, что спор не подлежит рассмотрению в экономическом суде в соответствии с абзацем вторым части первой ст. 149 ХПК Республики Беларусь.

Документ:

Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь (далее – ХПК).

 

Если же решение вышестоящего налогового органа, вынесенное по жалобе плательщика (иного обязанного лица), влечет для него новые правовые последствия, то такое решение по заявлению плательщика (иного обязанного лица) наряду с обжалованием решения нижестоящей налоговой инспекции может являться предметом рассмотрения в экономическом суде на предмет признания его недействительным.

Маргарита Послед, юрист

 

Печать
В закладки
AA
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.