1 январь 2017
Статья 12 из 24 ( Материал id: 740 Журнал id: 106702 )
Страница № 33

Дополнительный договор при организации питания

Учреждение образования (далее – УО) самостоятельно зарабатывает (внебюджетные) средства. Оно имеет столовую, в которой также собирается проводить мероприятия для посторонних лиц (банкеты, свадьбы и др. для физических лиц и любые праздничные мероприятия для юридических лиц). Для осуществления такой деятельности предполагается заключать договор об организации питания. Но вышестоящий орган потребовал для проведения таких мероприятий заключать с заказчиком еще и договор аренды столовой, ссылаясь на Указ № 150.

Необходимо ли УО заключать такие договоры аренды с заказчиками праздничных мероприятий?

Законодательство не устанавливает такой необходимости.

Документ:

Указ Президента Республики Беларусь от 29.03.2012 № 150 «О некоторых вопросах аренды и безвозмездного пользования имуществом» (далее – Указ № 150).

Учреждение является юридическим лицом, которое приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законодательством и учредительными документами. Если учреждением управляет единоличный исполнительный орган например директор, то в первую очередь именно он несет всю полноту ответственности за принимаемые им решения и заключаемые сделки. При этом нормы Указа № 150 не обязывают организацию, в т.ч. и государственное учреждение, заключать договоры аренды помещений, в которых обслуживаются потребители.

Обычно услуга общественного питания состоит в комплексном обслуживании посетителей и включает помимо питания еще ряд составляющих, в т.ч. и право потребителя находиться и пользоваться помещением, в котором оказываются услуги общественного питания.

Продавец не вправе определять минимальную стоимость заказа и обусловливать продажу одних блюд, товаров обязательным приобретением других и устанавливать плату за аренду помещения, в котором осуществляется обслуживание (п. 10 Инструкции № 7).

Документ:

Инструкция о порядке оформления предварительных заказов на обслуживание, оказание услуги в торговых объектах общественного питания, утвержденная постановлением Министерства торговли Республики Беларусь от 29.02.2008 № 7 (далее – Инструкция № 7).

 

Обратим внимание, что в приведенной норме Инструкции речь идет не о запрете заключать договоры аренды как таковом, а о невозможности обременять оказание услуг приобретением других услуг или арендой помещения, в котором осуществляется обслуживание. Данное ограничение является следствием публичности договора на оказание услуг общественного питания. Организация, оказывающая услугу, не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законодательством. Отказ от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары (работы, услуги) не допускается. При необоснованном уклонении от заключения публичного договора применяются положения, предусмотренные п. 4 ст. 415 ГК.

Документ:

Гражданский кодекс Республики Беларусь (далее – ГК).

Справочно:

публичным является договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание, обязательное страхование и т.п.) (ст. 396 ГК).

 

Таким образом, ограничение, приведенное в Инструкции № 7, имеет под собой законодательную основу. При этом его нельзя трактовать, как вообще запрещающее заключать договоры аренды. Оно вытекает из общих принципов гражданского законодательства, которые не позволяют организациям общественного питания устанавливать дополнительные обязанности для контрагентов и обременять приобретение услуг общественного питания другими услугами (арендой), в которых заказчик не имеет потребности.

В большинстве случаев в аренде помещения нет никакой необходимости ни для заказчика, ни для исполнителя, так как право пользоваться помещением уже входит в предмет договора на оказание услуг общественного питания и оплачивается в стоимости заказа.

В то же время, если стороны намерены заключить договор аренды по причине того, что у заказчика имеются какие-то особые пожелания или потребность в пользовании помещением, законодательство не ограничивает их в этом праве.

В этом случае принцип публичности договора не нарушается и организация общественного питания вправе заключать договор аренды.

Так, при проведении некоторых корпоративных мероприятий стандартного комплекса обслуживания может быть недостаточно.  В таком случае организация общественного питания может заключить стандартный договор на оказание услуг общественного питания и дополнительно – на иные услуги.

Например, организация, оказывающая услуги в области общественного питания, вправе оказывать потребителям иные услуги развлекательного характера. Оказание таких услуг не является дополнительным обременением для контрагента, если он готов их приобрести. В связи с этим организация вправе заключить такой договор. Но законодательством запрещено навязывать покупателю дополнительные услуги, оказываемые за плату, без согласия потребителя (ст. 19 Закона № 90-З).

К таким дополнительным договорам можно отнести и договоры аренды

Например, заказчику может быть необходим лишь ограниченный комплекс услуг, в т.ч. по количеству гостей, но при этом он может быть заинтересован в использовании всего помещения, так как планирует провести закрытое мероприятие. При этом организация общественного питания может не иметь возможности производить перерасчет стоимости блюд и напитков с целью обеспечения рентабельности заключаемого договора для каждого индивидуального случая либо это может быть нецелесообразным с точки зрения на администрирование таких процессов.

Документ:

Закон Республики Беларусь от 08.01.2014 № 128-З «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь» (далее – Закон № 128-З).

Справочно:

общественное питание – это предпринимательская деятельность, направленная на производство продукции общественного питания, продажу и организацию потребления продукции общественного питания и товаров с оказанием либо без оказания услуг, связанных с осуществлением общественного питания (п. 14 ст. 1 Закона № 128-З).

 

В таком случае организация общественного питания может предложить заказчику заключить договор аренды помещения объекта общественного питания, так как в противном случае она будет иметь право размещать в нем и иных посетителей, помимо гостей закзачика, в чем последний не заинтересован. Это не может считаться навязыванием заказчику дополнительной услуги (аренды), так как он имеет непосредственную заинтересованность в аренде помещения.

Юрий Веремейко, юрист

Печать
В закладки
AA
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.