10 октябрь 2015
Статья 25 из 26 ( Материал id: 355 Журнал id: 106111 )
Страница № 55

Права на служебное произведение принадлежат не только организации, но и работнику, создавшему произведение

Права на служебное произведение то и дело вызывают споры между организацией-правообладателем и работником, создавшим такое произведение в процессе осуществления трудовых обязанностей, поскольку не всегда стороны тщательно регламентируют распределение прав и порядок использования произведения после его создания. В большинстве случаев все считают, что имущественные права по закону принадлежат организации, а автор ничего не имеет, особенно если он прекратил работать в такой организации. Но все ли права переходят организации? В статье мы рассмотрим, как лучше урегулировать отношения работодателя и автора и какие права автор имеет на свое произведение.

Что такое служебное произведение?

Понятие «служебное» используется только применительно к объектам интеллектуальной собственности, созданным в рамках трудовых отношений между автором и организацией-правообладателем. По закону служебным считается произведение науки, литературы, искусства, созданное автором по заданию нанимателя или в порядке выполнения обязанностей, обусловленных трудовым договором (ст. 4 Закона об авторском праве).

Документ:

Закон Республики Беларусь от 17.05.2011 № 262-З «Об авторском праве и смежных правах» (далее – Закон об авторском праве).

Хотим особо подчеркнуть, что основанием признания произведения «служебным» может быть только такая обязанность, которая предусмотрена трудовым договором и не выходит за рамки трудовых обязанностей автора, определенных в соответствии со ст. 19 ТК. Другим основанием приобретения произведением режима «служебного» является письменное (устное) задание нанимателя.

Документ:

Трудовой кодекс Республики Беларусь (далее – ТК).

Кому принадлежит авторское право?

Есть распространенное заблуждение, что якобы все, что создал работник на работе, принадлежит организации, в которой он работает. Но в ряде случаев это не так. За работником практически всегда сохраняется право авторства, а в ряде случаев – еще право распоряжения созданным объектом.

Автору в отношении служебного произведения принадлежат личные неимущественные права – право авторства, право на имя, право на неприкосновенность произведения (п. 1 ст. 15 и п. 1 ст. 17 Закона об авторском праве). Другими словами, тот работник, который создал произведение, вправе требовать указания своего имени как автора и запрещать всем иным лицам, включая организацию-правообладателя, вносить какие-либо изменения в произведение без его согласия.

Признание за автором личных неимущественных прав является принципиально важным, поскольку обеспечивает реализацию интересов автора при использовании результатов его творчества. В соответствии со ст. 15 Закона об авторском праве принадлежащие авторам личные неимущественные права неотчуждаемы и не передаваемы иным способом, причем даже сам автор не может от них отказаться.

Из перечня личных неимущественных прав автора, указанных в п. 1 ст. 15 Закона об авторском праве, работник-автор не может воспользоваться правом на отзыв служебного произведения, которое подразумевает под собой право отказаться от ранее принятого решения об обнародовании, и правом на обнародование, т.е. правом обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме.

Обратите внимание! Вместе с тем наниматель, обладающий исключительным правом на служебное произведение, имеет право при использовании служебного произведения указывать свое имя или наименование либо требовать их указания (п. 5 ст. 17 Закона об авторском праве). Это не реализация авторского права, поскольку у организации-правообладателя нет права на имя. Свое наименование организация вправе указывать не вместо, а вместе с именем автора.

Таким образом, организация всегда должна учитывать авторское право своего работника, которое сохраняется за ним по закону, и обеспечивать его соблюдение. В противном случае она может получить судебный иск.

Пример из судебной практики

Гражданин Г. в заявлении суду указал, что, будучи сотрудником предприятия «И», участвовал в проектировании 16-этажного жилого дома в г. Минске и в проектной документации указан как один из авторов-архитекторов проекта этого дома. В изданном предприятием «И» буклете представлена фотография указанного дома с указанием авторов проекта этого дома, однако среди них фамилия Г. не значится. По мнению истца, ответчик, не указав его фамилию в числе авторов под данной фотографией, нарушил его личное неимущественное авторское право на имя.

Суд согласился с доводами истца. В связи с нарушением указанного права суд удовлетворил исковые требования Г., обязав предприятие «И» переиздать страницу буклета, где под фотографией 16-этажного дома в г. Минске одним из авторов-архитекторов проекта этого дома указать Г., и распространить указанную страницу среди сотрудников института.

 

Справочно:

к личным неимущественным правам автора относятся: право авторства, т.е. право признаваться автором произведения; право на имя, т.е. право использовать произведение под подлинным именем автора, вымышленным именем (псевдонимом) или без обозначения имени (анонимно); право на неприкосновенность произведения, т.е. без согласия автора не допускается внесение в его произведение любых изменений; право на обнародование, т.е. право обнародовать произведение в любой форме; право на отзыв, т.е. право отказаться от ранее принятого решения об обнародовании.

 

Когда работнику-автору принадлежит больше прав?

 

Во-первых, работник-автор имеет все права на созданное им произведение в случае, если задание на разработку, проектирование, конструирование и т.п., в результате выполнения которого создано изобретение, выходит за рамки должностной инструкции работника. В такой ситуации произведение не получает статуса «служебного». За автором сохраняются, помимо авторских прав, имущественные права, указанные в ст. 16 Закона об авторском праве, – это так называемое исключительное право автора. В него входят, в частности: право использовать произведение по своему усмотрению и право на получение авторского вознаграждения за каждый способ использования произведения.

Во-вторых, за работником-автором сохраняются все права и в случае, если произведение создано в результате выполнения работ по гражданско-правовому договору. И в первом, и во втором случаях целесообразно закрепить взаимоотношения автора с нанимателем путем заключения гражданско-правового договора (несмотря на наличие трудового договора между ними) и внести в гражданско-правовой договор положения о распределении прав сторон на изобретение, а также размер, условия и порядок выплаты вознаграждения или компенсации.

В-третьих, произведение не становится служебным, если оно создано работником по собственной инициативе, пусть даже на своем рабочем месте. Все права в таком случае остаются у работника-автора, и достаточно часто такие работники, особенно после прекращения трудовых отношений, предъявляют свои права через суд. Урегулировать отношения работника-автора и нанимателя сложнее, чем в первых двух случаях, особенно если наниматель пользуется такими произведениями, считая себя правомочным.

В этом случае целесообразно не доводить дело до суда, так как суд скорее всего встанет на сторону автора. Наниматель может претендовать на предоставление ему безвозмездной простой (неисключительной) лицензии на использование созданного результата интеллектуальной деятельности для собственных нужд на весь срок действия исключительного права либо, если автор не согласится, потребовать возмещения расходов, понесенных им в связи с созданием такого произведения.

 

Пример из судебной практики

Программист В., работая в компании «А», для удобства работы с внутренней системой нанимателя создал несколько программ, которые впоследствии другими работниками нанимателя были использованы для создания других программ. Пока он работал в компании, он никаких прав не предъявлял. При увольнении из компании «А» программист В. не получил всех обещанных ему денег. Он выждал год, пока программный продукт, в составе которого использовались его программы, был завершен. Затем его передали в эксплуатацию (лицензировали) крупной компании «Т». И только после этого В. подал иск в суд, причем уже не только на своего бывшего нанимателя – компанию «А», но и на нынешнего правообладателя – компанию «Т», поскольку он также является формальным нарушителем авторских прав.

Оценив перспективу утратить значительного клиента, компания «А» предпочла заключить мировое соглашение с В. с условием непривлечения в качестве ответчика компании «Т». В результате компания «А» выплатила авторское вознаграждение программисту, а также сумму компенсации за неправомерное использование произведения.

 

Как распределяются исключительные права между организацией-нанимателем и работником – автором служебного произведения?

 

Имущественные авторские права – это права, связанные с использованием произведения и имеющие денежную оценку. Как раз комплекс имущественных прав (право на воспроизведение произведения, распространение оригинала или экземпляров произведения посредством продажи или иной передачи права собственности, прокат оригинала или экземпляров произведения, импорт экземпляров произведения и др.) переходит к нанимателю при создании служебного произведения (п. 2 ст. 17 Закона об авторском праве). По умолчанию переход исключительного права на служебное произведение от работника к нанимателю осуществляется автоматически, никакие дополнительные договоры о передаче исключительных прав заключать не надо.

 

Обратите внимание! Даже в таком случае у работника-автора могут сохраняться отдельные правомочия. Так, автор служебного произведения имеет право на получение вознаграждения в случаях, предусмотренных договором между нанимателем и автором, тем самым позволяя соглашением ограничивать выплату вознаграждения только определенными способами использования, за пределами которого сохраняется право нанимателя использовать служебное произведение без выплаты вознаграждения (п. 2 ст. 17 Закона об авторском праве).

 

Таким образом, если наниматель и работник хотят договориться об иной принадлежности исключительного права, тогда они должны заключить авторский договор на служебное произведение. В этом случае передача прав уже будет происходить на основании условий авторского договора, а не на основании норм Закона об авторском праве.

В такой договор следует внести следующие условия:

– условие о предмете (т.е. права на какое конкретно произведение передаются);

– конкретные способы использования произведения;

– размер и порядок выплаты вознаграждения (это может быть и условие о безвозмездности договора);

– срок, на который передается право;

– территорию, на которую распространяется действие этого права на указанный срок;

– размер вознаграждения либо порядок определения размера за каждый способ использования произведения;

– порядок и сроки выплаты вознаграждения.

Обратите внимание! Если в авторский договор не включено условие о размере и порядке выплаты авторского вознаграждения либо о его безвозмездности, он может быть признан незаключенным. Это означает, что с точки зрения права его не было вообще, следовательно, вопрос распределения прав и обязанностей между работником-автором и нанимателем-правообладателем будет решаться по нормам законодательства об авторском праве.

Имеет ли смысл вносить положения об авторском праве в трудовой договор (контракт)?

Нет, это бессмысленно, так как авторское право – это сфера регулирования гражданского, а не трудового права и такие условия не будут соответствовать ст. 19 ТК.

Справочно:

права на создаваемый в процессе исполнения трудовых обязанностей объект можно оформить путем заключения следующих договоров: уступки исключительного права, лицензионного договора или договора о создании и использовании объекта авторского права или смежных прав.

Юлия Талашко, юрист

Печать
В закладки
AA
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.