10 октябрь 2015

Содержание

Статья 26 из 26 ( Материал id: 357 Журнал id: 106111 )
Страница № 60

Как бороться с принудительным «закрытием» юридического лица?

Примеров того, как государственные органы приостанавливают или вводят запрет на работу торговых объектов, за последний год было немало. Мы об этом писали в предыдущих номерах. В компетенции государственных органов есть еще и такой способ «воздействия» на организацию, как ликвидация в принудительном порядке. В последнее время активизировалась практика «закрытия» мелких субъектов хозяйствования по инициативе, например, регистрирующих органов, и вполне возможно, что она и дальше будет расширяться. Для того чтобы вы знали, как избежать или защититься в случае угрозы принудительной ликвидации, мы выделим положения, на которые всегда следует обращать внимание.

1. Определите, соответствует ли основание «закрытия» (ликвидации) юридического лица норме закона.

Прежде всего отметим, что принудительную ликвидацию юридического лица допускает ГК: юридическое лицо может быть ликвидировано по решению собственника имущества (учредителей, участников) либо органа юридического лица, экономического суда либо иных органов в случаях, предусмотренных законодательными актами (п. 2 ст. 57 ГК). В ГК перечислены только общие основания, которые конкретизированы в Положении о ликвидации.

Документ:

Гражданский кодекс Республики Беларусь (далее – ГК).

Основания принудительной ликвидации юридического лица можно условно разделить на формальные и «виновные». По формальным основаниям юридическое лицо могут ликвидировать регистрирующие органы в случаях:

– неосуществления предпринимательской деятельности в течение 12 месяцев подряд и ненаправления коммерческой организацией налоговому органу сообщения о причинах неосуществления такой деятельности;

– внесения налоговым органом представления (предложения) о ликвидации коммерческой организации (прекращении деятельности индивидуального предпринимателя) в связи с признанием задолженности безнадежным долгом и ее списанием;

– непринятия собственником имущества (учредителем, участником), руководителем некоммерческой организации, созданной в форме учреждения или ассоциации (союза), мер по смене собственника имущества учреждения, изменению состава членов ассоциации (союза), руководителей таких учреждения, ассоциации (союза), состоящих на профилактическом учете в соответствии с законодательством о профилактике правонарушений, в 2-месячный срок с даты постановки указанных лиц на данный профилактический учет;

– осуществления некоммерческой организацией, созданной в форме учреждения или ассоциации (союза), деятельности, не соответствующей целям и предмету деятельности, указанным в уставе такой организации (подп. 3.3 п. 3 Положения о ликвидации).

Документ:

Положение о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденное Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 1 (далее – Положение о ликвидации).

Ликвидация же в судебном порядке является исключительной мерой воздействия за допущенные нарушения законодательства и влечет прекращение юридического лица без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, если иное не предусмотрено законодательством. Судебный порядок ликвидации юридического лица предусмотрен законодательством для случаев, когда вопрос о наличии оснований для этого является спорным и требует обеспечения защиты прав и охраняемых законом интересов юридического лица.

В частности, это случаи:

– непринятия решения о ликвидации собственником имущества (учредителями, участниками) либо органом юридического лица, уполномоченного уставом (учредительным договором – для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора) в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, достижением цели, ради которой оно создано, нарушением коммерческой организацией порядка формирования уставного фонда, установленного законодательством, признанием экономическим судом государственной регистрации юридического лица недействительной;

– осуществления деятельности без надлежащего специального разрешения (лицензии), либо запрещенной законодательными актами, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями законодательных актов;

– экономической несостоятельности (банкротства) юридического лица;

– уменьшения стоимости чистых активов открытых акционерных обществ, закрытых акционерных обществ, иных коммерческих организаций, для которых с учетом п. 2 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом № 1, соответствующим законодательством установлены минимальные размеры уставных фондов по результатам второго и каждого последующего финансового года ниже минимального размера уставного фонда, определенного законодательством;

– нарушения установленных законодательством порядка и сроков ликвидации;

– в иных случаях, предусмотренных законодательными актами (подп. 3.2 п. 3 Положения о ликвидации).

По иным основаниям, не подпадающим под указанные выше, юридическое лицо ликвидировано быть не может.

 

2. Разберитесь, какой орган может инициировать ликвидацию, а какой управомочен ее осуществить.

Следует разграничивать государственные органы, которые выявляют основания для ликвидации и направляют соответствующее предложение (исковое заявление), и органы, которые непосредственно имеют право принять решение о ликвидации.

Решение о принудительной ликвидации вправе принять только экономический суд или регистрирующий орган. Основания для ликвидации могут быть обнаружены органами Комитета государственного контроля, прокуратуры, внутренних дел, государственной безопасности, налоговыми и иные уполномоченными органами, которые и обращаются в экономический суд с иском о ликвидации такого юридического лица либо направляют регистрирующему органу представление (предложение) о ликвидации такой организации, а регистрирующий орган принимает решение о ликвидации этой организации на основании указанного представления (предложения).

Обратите внимание! В случаях, когда законодательными актами принятие решения о ликвидации юридического лица (прекращении деятельности индивидуального предпринимателя) отнесено к компетенции регистрирующего органа, а иск предъявлен в экономический суд, последний отказывает в принятии искового заявления о ликвидации юридического лица (прекращении деятельности индивидуального предпринимателя) по основанию, предусмотренному абзацем вторым части первой ст. 164 ХПК.

Документ:

Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь (далее – ХПК).

Необходимо внимательно изучать компетенцию государственных органов, предусмотренную не только Положением о ликвидации, но и другими актами законодательства, как на внесение предложений о ликвидации регистрирующему органу, так и на обращение в экономический суд с иском о ликвидации.

Пример

Министерство обратилось в экономический суд с исковым заявлением о ликвидации ОАО «А». Экономический суд определением оставил исковое заявление без движения, отметив необходимость указать в исковом заявлении, каким актом законодательства предусмотрена компетенция министерства для обращения в суд с заявлением о ликвидации ОАО «А», так как Положением о ликвидации, а также положением о данном министерстве, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь, не установлены полномочия министерства по предъявлению исков о ликвидации субъектов хозяйствования в судебном порядке.

3. Примите меры, чтобы предотвратить принудительную ликвидацию в суде.

Суд оценивает следующие обстоятельства при рассмотрении иска о ликвидации юридического лица, заявленного по основанию осуществления деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями законодательных актов либо за нарушение установленных законодательством порядка и сроков ликвидации:

• характер допущенных нарушений и их продолжительность;

• последующую после совершения нарушений деятельность юридического лица;

• меры, которые были предприняты для устранения нарушений;

• другие обстоятельства в зависимости от конкретного дела (часть первая п. 11 постановления Пленума ВХС № 18).

Документ:

постановление Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 22.12.2006 № 18 «О некоторых вопросах рассмотрения хозяйственными судами дел о ликвидации юридических лиц и прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей» (далее – постановление Пленума ВХС № 18).

Рекомендуем подготовить соответствующие документы и доказательства в свою пользу по указанным вопросам, так как экономический суд еще при подготовке дела к судебному разбирательству может предложить ответчику принять меры по устранению нарушений и представлению (направлению) в соответствии с требованиями законодательства документов в регистрирующий орган, а также отложить рассмотрение дела для совершения указанных действий не позднее установленного в определении экономического суда срока.

Если экономический суд установит, что негативные последствия нарушений устранены, то он может отказать в удовлетворении иска государственного органа о ликвидации юридического лица в связи с осуществлением деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями законодательных актов либо за нарушение установленного законодательством порядка ликвидации.

Обратите внимание! При невыполнении ответчиком предложений экономического суда об устранении нарушений последний разрешает вопрос о ликвидации юридического лица в установленный срок.

В случае предъявления и рассмотрения иска о ликвидации юридического лица, заявленного по основанию осуществления деятельности без надлежащего специального разрешения (лицензии), следует иметь в виду, что если юридическое лицо осуществляет несколько видов деятельности, прекращение действия или аннулирование специального разрешения (лицензии) на один из них не может повлечь ликвидацию юридического лица при условии, что юридическое лицо прекратило этот вид деятельности и не допускает неоднократных или грубых нарушений законодательных актов.

Важно!

Ликвидация юридического лица в судебном порядке не может быть применена по одному лишь формальному основанию неоднократности нарушений законодательных актов.

Что касается обжалования решения о ликвидации, принятого экономическим судом по любому из предусмотренных Положением о ликвидации оснований, то оно обжалуется в порядке, установленном гл. 31 ХПК.

4. Используйте возможности обжалования решения регистрирующего органа о принудительной ликвидации.

Решения регистрирующих органов о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, иные действия (бездействие) регистрирующих органов, связанные с ликвидацией (прекращением деятельности) субъектов хозяйствования, могут быть обжалованы в экономический суд в порядке, установленном гл. 25 ХПК (п. 24 Положения о ликвидации).

Можно также (хотя и необязательно) в досудебном порядке обратиться в Минюст, который в соответствии с подп. 2.2 п. 2 Декрета № 1 осуществляет контроль за проведением регистрирующими органами государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования. Представления, внесенные Минюстом по результатам проверок в регистрирующие органы, обязательны для исполнения этими органами, которые в месячный срок со дня их получения обязаны проинформировать об устранении допущенных нарушений. В случае невыполнения внесенных представлений Минюст вправе направить в уполномоченный государственный орган (уполномоченному должностному лицу) представление о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности.

Документ:

Декрет Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» (далее – Декрет № 1).

Наталия Медведева, юрист

 

Печать
В закладки
AA
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.