9 сентябрь 2015
Статья 21 из 23 ( Материал id: 335 Журнал id: 106088 )
Страница № 54

Как получить лицензию: разбираемся в процедуре

В течение долгого времени лицензирование оставалось основным средством отбора субъектов хозяйственной деятельности, желавших стать участниками того или иного рынка товаров, работ, услуг. В 2010 г. во исполнение Директивы Президента Республики Беларусь от 31.12.2010 № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь» был значительно сокращен перечень лицензируемых видов деятельности, унифицированы и упорядочены соответствующие процедуры, что, безусловно, положительно сказалось на деятельности субъектов хозяйствования. Однако через некоторое время начался откат назад. Под различными наименованиями (аттестация, аккредитация, сертификация, регистрация и включение в реестр) государственный контроль за участниками рынка стал возвращаться. В этой статье мы разбираемся, что собой представляет лицензирование и как субъекту хозяйствования правильно обратиться за лицензией.

Лицензирование

Лицензия представляет собой специальное разрешение на осуществление определенного вида деятельности, выдаваемое уполномоченным государственным органом (п. 2 Положения о лицензировании). Лицензированию подлежат только те виды деятельности, которые указаны в приложении 1 к Положению о лицензировании. Осуществлять виды деятельности, указанные в данном приложении, без лицензии запрещено. За это предусмотрена административная и уголовная ответственность, о чем будет сказано ниже.

Документ:

Положение о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 № 450 (далее – Положение о лицензировании и Указ № 450 соответственно).

Субъекты, обладающие правом на получение лицензий

Лицензия выдается уполномоченным лицензирующим органом при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, указанных в законодательстве. Обычно лицензионные требования и условия затрагивают материальное обеспечение, наличие и квалификацию персонала и т.п.

Право на получение лицензий имеют:

1) юридические лица Республики Беларусь;

2) индивидуальные предприниматели (далее – ИП), зарегистрированные в Республике Беларусь, если законодательными актами не установлено, что право на осуществление лицензируемых видов деятельности, а также отдельных работ и (или) услуг, составляющих соответствующий вид деятельности, имеют только юридические лица;

3) иностранные организации, при наличии открытого в установленном порядке представительства* на территории Республики Беларусь, если законодательными актами не установлено, что право на осуществление лицензируемых видов деятельности, а также отдельных работ и (или) услуг, составляющих соответствующий вид деятельности, имеют только юридические лица Республики Беларусь и (или) ИП, зарегистрированные в Республике Беларусь;

4) физические лица (касательно адвокатской деятельности либо коллекционирования и экспонирования оружия и боеприпасов).

Лицензирующие органы

Лицензию выдают на конкретный вид деятельности с указанием работ и (или) услуг, составляющих этот вид деятельности, без возможности передачи права на их осуществление другому лицу. Государственные органы, уполномоченные выдавать лицензии, указаны в приложении 1 к Положению о лицензировании применительно к каждому лицензируемому виду деятельности. Если субъект хозяйствования намеревается осуществлять несколько видов деятельности, подлежащих лицензированию, то он может обратиться одновременно в несколько соответствующих государственных органов за получением лицензии.

Обособленные подразделения (филиалы) субъектов хозяйствования осуществляют лицензируемый вид деятельности также на основе лицензии, при этом они должны быть указаны в лицензии (пп. 14, 55 Положения о лицензировании). Выдаче лицензии может предшествовать процедура оценки либо экспертизы (например, в области здравоохранения).

Документ:

Гражданский кодекс Республики Беларусь (далее – ГК).

Справочно:

филиал отличается от представительства тем, что филиал имеет право осуществлять все или часть функций создавшего его юридического лица, включая и виды деятельности (ст. 51 ГК).

Обращение за лицензией

Соискатель лицензии подает в соответствующий лицензирующий орган следующие документы:

1) заявление о выдаче лицензии. Как правило, его можно скачать на сайте лицензирующего органа. Сведения, которые должны быть указаны в заявлении, подробно перечислены в п. 15 Положения о лицензировании. Вид деятельности и территория, на которой соискатель лицензии намерен осуществлять лицензируемый вид деятельности, указываются именно в заявлении;

2) копии учредительных документов юридического лица, а также документа, свидетельствующего о проведении государственной регистрации юридического лица, ИП;

3) легализованную выписку из торгового реестра страны, в которой иностранная организация учреждена, или иное эквивалентное доказательство юридического статуса иностранной организации в соответствии с законодательством страны ее учреждения – в случае, если за лицензией обращается иностранная организация.

Важно!    

Если в стране учреждения иностранной организации не ведется торговый реестр, то правовой статус такой организации может быть подтвержден иным эквивалентным доказательством юридического статуса в соответствии с законодательством страны учреждения организации либо нотариально заверенной копией таких документов (например, это может быть справка из налогового органа, судебный документ об установлении статуса субъекта и т.п.). Такой документ должен быть датирован не позднее 1 года до дня подачи заявления и сопровождаться переводом на белорусский или русский язык (подпись переводчика должна быть нотариально удостоверена) (п. 14 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования);

Документ:

Положение о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденное Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 1 (далее – Положение о государственной регистрации субъектов хозяйствования).

 

4) документ об уплате государственной пошлины за выдачу лицензии. Ставка государственной пошлины за выдачу специальных разрешений (лицензий) установлена п. 42 приложения 22 к НК в размере 8 базовых величин (далее – БВ);

Документ:

Налоговый кодекс Республики Беларусь (Особенная часть) (далее – НК).

Справочно:

1 базовая величина в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.12.2014 № 1255 «Об установлении размера базовой величины» составляет 180 000 руб.

Справочно:

ставки государственной пошлины за внесение изменений и (или) дополнений в специальное разрешение (лицензию), за продление срока ее действия, за выдачу дубликата, а также иные действия, связанные с лицензией, установлены приложением 22 к НК.

5) документы, предусмотренные соответствующим нормативным правовым актом для конкретного лицензируемого вида деятельности. Обратите внимание, что в отношении каждого вида деятельности, указанного в приложении 1 к Положению о лицензировании, соответствующим государственным органом разработан нормативный правовой акт, в котором приведены специальные требования к соискателю лицензии, порядок получения лицензии и перечень документов.

При непосредственном обращении с указанным пакетом документов в лицензирующий орган необходимо предъявить также:

– руководителю юридического лица – документ, удостоверяющий личность, а также документ, подтверждающий полномочия руководителя юридического лица (приказ о назначении на должность руководителя, или выписка из решения общего собрания, правления либо иного органа управления юридического лица, или трудовой договор (контракт), или гражданско-правовой договор);

– руководителю представительства иностранной организации – документ, удостоверяющий личность, и доверенность, выданную иностранной организацией;

– физическому лицу, ходатайствующему о предоставлении ему права занятия адвокатской деятельностью либо деятельностью, связанной с коллекционированием и экспонированием оружия и боеприпасов, и ИП – документ, удостоверяющий личность;

– уполномоченному представителю соискателя лицензии – документ, удостоверяющий личность, и доверенность.

Важно!

Законодательство запрещает требовать от соискателя лицензии представления документов или сведений, не предусмотренных Положением о лицензировании, а также документов, которые могут быть истребованы лицензирующим органом у иных государственных органов и других организаций самостоятельно, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь (п. 17 Положения о лицензировании).

Лицензирующий орган должен рассмотреть документы в течение 15 рабочих дней со дня приема. В случае необходимости проведения оценки либо экспертизы соответствия возможностей соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям данный срок может быть продлен на период их проведения, но не более чем на 10 рабочих дней. По истечении указанных сроков лицензирующий орган должен принять одно из следующих решений:

– о выдаче лицензии;

– об отказе в выдаче лицензии;

– об отказе в выдаче лицензии в отношении обособленных подразделений или видов деятельности (п. 23 Положения о лицензировании).

Срок действия лицензии от 5 до 10 лет (п. 56 Положения о лицензировании).

Ответственность за безлицензионную деятельность

Осуществление деятельности без лицензии в тех случаях, когда она требуется законодательством, влечет административную ответственность, предусмотренную ст. 12.7 «Незаконная предпринимательская деятельность» КоАП в виде штрафа:

– для юридического лица – в размере до 500 БВ с конфискацией дохода, полученного в результате такой деятельности, или без конфискации, или лишением права заниматься определенной деятельностью;

– для ИП – от 10 до 200 БВ с конфискацией дохода, полученного в результате такой деятельности, или без конфискации, или лишение права заниматься определенной деятельностью;

– для физического лица – от 10 до 50 БВ.

Документ:

Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП).

Срок привлечения субъекта хозяйствования или физического лица к административной ответственности за правонарушения в области предпринимательской деятельности, куда относится и правонарушение, определенное ст. 12.7 КоАП, ограничен 3 годами (п. 4 ч. 1 ст. 7.6 КоАП). Таким образом, если подтверждаемый документами факт осуществления деятельности без лицензии имел место более 3 лет назад, то административная ответственность применяться не будет.

В отношении некоторых видов деятельности законодательство устанавливает более жесткие меры ответственности. Например, в случае осуществления банковской деятельности без лицензии в дополнение к штрафу юридическое лицо по решению хозяйственного суда может быть ликвидировано, а деятельность ИП прекращена в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь (ст. 133 БК).

Документ:

Банковский  кодекс Республики Беларусь (далее – БК).

Помимо административной в случае особой общественной опасности безлицензионной деятельности субъект подлежит привлечению к уголовной ответственности:

– за безлицензионную деятельность, сопряженную с получением дохода в крупном размере (т.е. в 250 и более раз превышает размер БВ) – наказывается штрафом, или лишением права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью, или арестом, или ограничением свободы на срок до 2 лет, или лишением свободы на срок до 3 лет со штрафом либо без штрафа;

– за такую деятельность, сопряженную с привлечением денежных средств, электронных денег или иного имущества граждан, либо с получением дохода в особо крупном размере (т.е. в 1 000 и более раз превышает размер БВ) – наказываются штрафом, или ограничением свободы на срок до 5 лет, или лишением свободы на срок до 5 лет со штрафом либо без штрафа и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью либо без лишения;

– за указанную деятельность, совершенную организованной группой, – наказываются штрафом или лишением свободы на срок от 2 до 7 лет с конфискацией имущества или без конфискации со штрафом и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения (ст. 233 УК).

Документ:

Уголовный кодекс Республики Беларусь (далее – УК).

Для большей наглядности общий порядок получения лицензии представим в виде таблицы:

Необходимые действия для получения лицензии

Разъяснение

1. Определить, какой субъект получает лицензию

Основными субъектами, имеющими право получить лицензию, являются юридические лица и ИП. Физическим лицам право получения лицензии предоставлено в ограниченных случаях: адвокатская деятельность, коллекционирование и экспонирование оружия и боеприпасов

2. Определить виды деятельности, подлежащие лицензированию

Полный перечень лицензируемых видов деятельности приведен в приложении 1 к Положению о лицензировании

3. Выяснить требования, которым необходимо соответствовать для получения лицензии, и принять меры для их выполнения

Требования содержатся в нормативном правовом акте о лицензировании того или иного вида деятельности, принятом соответствующим лицензирующим органом. Чаще всего это квалификационные требования (наличие образования, профессии, прохождения обучения, стажа работы и т.п.), требования к помещениям и оборудованию (наличие технических средств, транспорта, площадей и т.п.) и др.

4. Определить лицензирующий орган

Перечень лицензирующих органов также размещен в приложении 1 к Положению о лицензировании

5. Собрать документы, необходимые для получения лицензии

Перечень документов содержится в пп. 15 и 16 Положения о лицензировании, а также в нормативном правовом акте о лицензировании, принятом соответствующим лицензирующим органом

6. Оплатить государственную пошлину

Размер государственной пошлины за выдачу лицензии установлен в размере 8 БВ (п. 42 приложения 22 к НК)

7. Обратиться непосредственно в лицензирующий орган

 

 

Считаем необходимым обратить внимание на следующее: если вид деятельности, которым планирует заниматься субъект хозяйствования, отсутствует в приложении 1 к Положению о лицензировании, это еще не значит, что его можно начинать осуществлять с завтрашнего дня. Вполне возможно, что нужно пройти иные разрешительные процедуры, имеющие целью все тот же контроль допуска субъектов к хозяйственной деятельности.

Самым ярким примером может служить строительство: его лицензирование было отменено Указом № 450, но в 2012 г. было введено техническое нормирование (сертификация) в отношении большого количества строительных работ, а с 1 января 2015 г. – аттестация отдельных видов деятельности. В случае розничной торговли, лицензирование которой было также упразднено в 2010 г., была введена процедура включения в торговый реестр.

О правильном выполнении иных процедур мы расскажем в следующих номерах нашего журнала.

Сергей Овсейко, канд. юрид. наук, канд. экон. наук,

юридический центр «Эрудит»


* В настоящее время согласно Положению о порядке открытия и деятельности в Республике Беларусь представительств иностранных организаций, утвержденному постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.12.2013 № 1189, разрешения на открытие представительств выдаются без права ведения хозяйственной деятельности. В конце 2015 г. истечет срок действия разрешений по ранее открытым представительствам, которым было предоставлено право ведения хозяйственной деятельности.

Печать
В закладки
AA
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.