3 март 2017
Статья 7 из 22 ( Материал id: 820 Журнал id: 108379 )
Страница № 22

Как организовать государственную закупку товаров (работ, услуг)

Закупки товаров (работ, услуг), осуществляемые полностью или частично за счет средств республиканского и местных бюджетов (включая государственные целевые бюджетные фонды), а также за счет государственных внебюджетных и инновационных фондов, являются государственными закупками. Несмотря на то что Закон о закупках вступил в силу с 1 января 2013 г., до настоящего времени и заказчики (организаторы), и участники процедур государственных закупок испытывают определенные трудности при практическом применении его норм.

Как правильно организовать процедуру закупок и обеспечить надлежащее исполнения бюджетных обязательств при проведении государственных закупок – рассмотрим в данной статье.

 

Документ:

Закон Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-3 «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее – Закон о закупках).

Процедура закупки товаров из одного источника

Если ориентировочная стоимость годовой потребности государственной закупки  составляет не более 300 базовых величин (БВ), то товары (работы, услуги) приобретаются с применением процедуры закупки из одного источника (п. 2 ст. 50 Закона, п. 9 приложения к Закону о закупках).

Если же определенная заказчиком ориентировочная стоимость годовой потребности государственной закупки товара (работы, услуги) составляет более 300 БВ, то процедура закупки из одного источника на основании п. 9 приложения к Закону о закупках применяться не может.

 

Пример 1

Государственному учреждению в июне 2016 г. выделены денежные средства из республиканского бюджета на закупку окон ПВХ в сумме 63 000 000 руб. (без деноминации). Учреждение провело процедуру закупки из одного источника с обоснованием, что  ориентировочная стоимость годовой потребности государственной закупки составляет не более 300 БВ.

В ноябре 2016 г. на закупку этих же окон ПВХ выделены из республиканского бюджета дополнительные денежные средства в размере 6 200 000 руб.

Однако на дополнительно выделенные денежные средства провести процедуру закупки из одного источника нельзя, поскольку в данном случае ориентировочная стоимость годовой потребности на закупку окон ПВХ в сумме будет составлять более 300 БВ.

В этом случае должны применяться иные виды процедур государственных закупок, предусмотренные ст. 17 Закона о закупках, а именно:

– открытый конкурс;

– закрытый конкурс;

– электронный аукцион;

– процедура запроса ценовых предложений;

– биржевые торги.

 

Обратите внимание! Вид процедуры государственной закупки выбирается в зависимости от определенной заказчиком ориентировочной стоимости годовой потребности государственной закупки товара (работы, услуги) и осуществляется по правилам, определенным постановлением № 778.

Документ:

постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22.08.2012 № 778 «О некоторых мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее – постановление № 778).

Закупка товаров (работ, услуг) путем проведения электронного аукциона

Электронный аукцион – вид процедуры государственной закупки, представляющий собой гласный и конкурентный способ выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) при осуществлении государственных закупок на электронных торговых площадках (п. 1 ст. 41 Закона о закупках).

Электронный аукцион разрешено проводить в случае государственных закупок товаров (работ, услуг) при условии их включения в перечень товаров (работ, услуг), государственные закупки которых осуществляются с применением электронных аукционов, утвержденный постановлением № 778. Кроме того, электронные аукционы возможно проводить, если ориентировочная стоимость годовой потребности предмета закупки составляет более 1 000 БВ – для товаров и более 3 000 БВ – для работ (услуг).

Аукционные документы и условия их представления

Заказчик (организатор) утверждает  аукционные документы и размещает их на официальном сайте и на электронной торговой площадке вместе с приглашением. 

Обязательный перечень сведений, которые должны быть включены в аукционные документы, предусмотрен п. 1 ст. 43 Закона о закупках:

– сведения, указываемые в приглашении, в т.ч. описание предмета государственной закупки, включая объем (количество);

– срок (сроки) и место поставки или приобретения иным способом товаров (выполнения работ, оказания услуг), являющихся предметом государственной закупки;

– описание частей (лотов) предмета государственной закупки, если предмет государственной закупки состоит из частей (лотов);

– требования к сроку и (или) объему предоставления гарантий качества товара (работы, услуги), обслуживанию товара, расходам на эксплуатацию товара;

– начальную цену электронного аукциона (если ею определяется ориентировочная стоимость государственной закупки, или указание на то, что начальной ценой электронного аукциона является наименьшая цена из предложений участников, допущенных к торгам);

– проект договора (в случае, если предмет государственной закупки разделен на части (лоты), – проект договора в отношении каждой части (лота) и срок его заключения;

– сведения, которые должны содержаться в первом и втором разделе предложения участника:

требования к сроку действия предложения;

формула расчета ставки;

условия применения преференциальной поправки;

шаг электронного аукциона;

порядок разъяснения аукционных документов;

указание актов законодательства о государственных закупках, в соответствии с которыми проводится процедура государственной закупки.

Процедура запроса ценовых предложений

При проведении процедуры запроса ценовых предложений победителем признается участник, предложивший наименьшую цену предложения (п. 1 ст. 49 Закона о закупках).

Этот вид процедур государственных закупок применяется в следующих случаях:

– при закупке товаров (если ориентировочная стоимость годовой потребности предмета закупки более 300 БВ, но не более 1 000 БВ);

– при закупке работ (услуг) (если ориентировочная стоимость годовой потребности более 300 БВ, но не более 3 000 БВ);

– закупаемый товар (работа, услуга) включены в утвержденные перечни для применения электронных аукционов и биржевых торгов, а также в случае, если сведения о государственных закупках составляют государственные секреты (при соблюдении вышеуказанных пороговых значений ориентировочной стоимости годовой потребности товара (работ, услуг)).

 Обратите внимание! В случае, если ориентировочная стоимость годовой потребности государственной закупки:

– товаров от 300 до 1 000 БВ;

– работ (услуг) от 300 до 3 000 БВ;

и закупаемый товар (работа, услуга) включены в утвержденный перечень  для применения электронных аукционов, то заказчик (организатор) вправе осуществлять государственные закупки указанных товаров (работ, услуг) как путем проведения электронного аукциона, так и по процедуре запроса ценовых предложений.

Процедуру запроса ценовых предложений не следует применять в случае государственной закупки создания новых произведений художественной литературы, фильмов, театральных постановок и концертных программ, других результатов творческой деятельности, организации и проведения выставок, фестивалей, смотров, конкурсов, других культурных мероприятий, оказания услуг в сфере культуры. Данная процедура не применяется в случае государственных закупок научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию программного обеспечения, технических средств и (или) комплексов программно-технических средств в сферах информатизации, информационно-коммуникационных технологий и телекоммуникаций (абзац четвертый подп. 1.4 п. 1 Указа № 612).

Документ:

Указ Президента Республики Беларусь от 22.12.2014 № 612 «Об осуществлении государственных закупок в сферах информатизации, информационно-коммуникационных технологий и телекоммуникаций» (далее – Указ № 612).

 

При проведении процедуры запроса ценовых предложений на официальном сайте и в открытом доступе на электронной торговой площадке должны быть размещены утвержденные заказчиком (организатором) документы, представляемые участнику для подготовки предложения в целях участия в процедуре запроса ценовых предложений (подп. 1.6 п. 1 Указа № 590).

 

Документ:

Указ Президента Республики Беларусь от 31.12.2013 № 590 «О некоторых вопросах государственных закупок товаров (работ, услуг)» (далее – Указ № 590).

 

Документы, представляемые участнику для подготовки предложения в целях участия в процедуре запроса ценовых предложений, утверждаются заказчиком (организатором) и должны включать в себя следующие данные:

– сведения, указываемые в приглашении, в т.ч. описание предмета государственной закупки, включая объем (количество);

– срок (сроки) и место поставки или приобретения иным способом товаров (выполнения работ, оказания услуг), являющихся предметом государственной закупки;

– описание частей (лотов) предмета государственной закупки, если предмет государственной закупки состоит из частей (лотов);

– требования к сроку и (или) объему предоставления гарантий качества товара (работы, услуги), обслуживанию товара, расходам на эксплуатацию товара;

– проект договора (в случае, если предмет государственной закупки разделен на части (лоты), – проект договора в отношении каждой части (лота)) и срок его заключения;

– формулу расчета цены предложения;

– порядок применения преференциальной поправки;

– порядок разъяснения запроса ценовых предложений;

– указание актов законодательства о государственных закупках, в соответствии с которыми проводится процедура государственной закупки.

 

Обратите внимание! Если не позднее 3 рабочих дней до истечения срока для подготовки и подачи предложений поступил запрос о разъяснении документов, представляемых участнику для подготовки предложения в целях участия в процедуре запроса ценовых предложений, то заказчик (организатор) обязан ответить на запрос.  Содержание такого запроса и ответ на него (без указания лица, направившего запрос) заказчик (организатор) не позднее одного рабочего дня, следующего за днем поступления такого запроса, размещает в форме электронного документа на официальном сайте и в открытом доступе на электронной торговой площадке.

Предложения участниками подаются в сроки, установленные в документах по процедуре закупки, посредством размещения их на электронной торговой площадке.

Комиссия заказчика рассматривает предложения участников не более 10 рабочих дней со дня истечения срока для подготовки и подачи предложений относительно соответствия предлагаемого товара (работы, услуги) требованиям, установленным заказчиком к предмету государственной закупки, квалификационным требованиям.

Проведение переговоров между заказчиком (организатором) и участниками в отношении поданных ими предложений не допустимо. Запрещено также внесение изменений или дополнений в поданные предложения.

 

Пример 2

Участник процедуры запроса ценовых предложений обратился в уполномоченный государственный орган по государственным закупкам с жалобой, в которой указал на нарушения, допущенные комиссией заказчика   при принятии решения о выборе участника-победителя, а именно: последний не представил в предложении, размещенном на электронной торговой площадке, паспорт (сертификат), подтверждающий качество предлагаемого товара, что являлось обязательным требованием заказчика.

Предметом закупки являлись моющие средства.

Заказчик объяснил, что ввиду технической невозможности размещения на электронной торговой площадке необходимых документов паспорт качества на предлагаемый товар участник-победитель (с согласия комиссии заказчика) представил по электронной почте. Заказчик указал, что участник-победитель был выбран в соответствии с требованиями п. 11 ст. 49 Закона о закупках путем оценки и сравнении предложений участников по критерию «цена предложения».

Комиссия уполномоченного государственного органа по государственным закупкам жалобу заявителя признала обоснованной, на основании чего решение комиссии заказчика о выборе участника-победителя было отменено.

В решении об отмене было указано, что проведение переговоров между заказчиком (организатором) и участниками в отношении поданных ими предложений недопустимо, что комиссия заказчика нарушила (п. 8 ст. 49 Закона о закупках). Комиссия заказчика может просить участников дать разъяснения по их предложениям, но не вправе допускать внесение изменений и (или) дополнений, вследствие которых предложение, не соответствующее требованиям, установленным в документах по процедуре закупки, стало бы соответствовать этим требованиям (за исключением исправления ошибок, включая арифметические, и устранения неточностей по предложению заказчика (организатора)) (подп. 1.12 п. 1 Указа № 590).

Поскольку в предложении участника-победителя, представленном на электронную торговую площадку, отсутствовал необходимый документ, предложение участника-победителя не соответствовало требованиям, установленным заказчиком в документах по процедуре закупки, и должно было быть отклонено (п. 10 ст. 49, п. 3 ст. 38 Закона о закупках).

Справочно:

оценку и сравнение предложений по критерию «цена предложения» комиссия заказчик проводит в случае наличия предложений не менее 2 участников, соответствующих требованиям документов, представляемых участнику для подготовки предложения для  участия в процедуре запроса ценовых предложений (п. 11 ст. 49 Закона о закупках).

Ограничения по участию в проведении государственных закупок

При проведении процедуры государственной закупки как в аукционных документах, так и в документах, представляемых участнику для подготовки предложения в целях участия в процедуре запроса ценовых предложений, заказчик обязан указать информацию о том, кто не может быть участником процедуры закупки.

Перечень лиц, которые не могут выступать участниками процедур государственных закупок, закреплен в п. 3 ст. 14 Закона о закупках, подп. 1.18 п. 1 Указа № 590.

Справочно:

квалификационные данные участников заказчик (организатор)  проверяет на любом этапе проведения процедуры государственной закупки, за исключением случая, предусмотренного абзацем вторым части первой п. 1 ст. 48 Закона о закупках (п. 3 ст. 15 Закона о закупках).

 

Заказчик (организатор) также устанавливает перечень конкретных документов, которые должен представить участник для проверки квалификационных данных участников государственной закупки.

Квалификационные данные участников процедур закупок условно можно разделить на 2 группы:

1) направленные на установление требований к участникам, необходимых для выполнения договора на государственную закупку на протяжении всего периода его действия;

2) подтверждающие финансовое положение участника на определенную дату.

Заказчик (организатор) процедуры закупки может истребовать, например, такие квалификационные данные участников, как:

• право участников осуществлять соответствующий вид деятельности по поставке или реализации иным способом товаров (выполнению работ, оказанию услуг), наличие квалифицированного персонала, опыта работы в соответствующей области деятельности, техническая оснащенность, финансовые и другие возможности, необходимые для выполнения договора на протяжении всего периода его действия;

• отсутствие задолженности по уплате налогов, сборов (пошлин), просроченной задолженности по бюджетным займам и бюджетным ссудам, задолженности по платежам в бюджет в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением ранее заключенных договоров в соответствии с законодательством страны, резидентом которой он является, на 1-е число месяца, предшествующего дню подачи предложения.

Истребование документов и сведений, не обеспечивающих добросовестную конкуренцию, недопустимо (п. 2 ст. 15 Закона о закупках).

 

Пример 3

Заказчик при проведении электронного аукциона в аукционных документах установил следующие требования к квалификационным данным участника:

• представить в виде гарантийного письма подтверждение об отсутствии в течение последних 2 лет случаев: отказов от заключения договора, претензий со стороны предприятий, входящих в состав производственного объединения, в которое входит заказчик, по предыдущим сделкам (отсутствие грубых нарушений договорных сроков поставок, претензий по качеству товара (рекламаций) и т.д.);

• подтвердить наличие опыта поставок данного оборудования, положительные отзывы об эксплуатации предлагаемого к поставке оборудования (представление референц-листа и отзывы по предыдущим сделкам от предприятий, входящих в производственное объединение, в которое входит заказчик (не менее 2)).

Участник процедуры закупки посчитал, что указанные требования ограничивают добросовестную конкуренцию, и обратился с жалобой в уполномоченный государственный орган по государственным закупкам.

Комиссия уполномоченного государственного органа по государственным закупкам установила, что при формировании требований заказчик нарушил ст. 14 Закона о закупках в части ограничения субъектного состава участников, и нормы частей первой и второй п. 2 ст. 15 Закона о закупках, согласно которым истребовать можно сведения об опыте работы в соответствующей сфере деятельности, а не с конкретным заказчиком либо группой заказчиков. Истребование документов и сведений, не обеспечивающих добросовестную конкуренцию и не указанных в документах, представляемых участнику для подготовки предложения, недопустимо.

В приведенной ситуации заказчик установил требования:

– ограничивающие потенциальных участников, не имеющих опыта работы с конкретным заказчиком – производственным объединением, в состав которого входит заказчик;

– не связанные с предметом закупки.

В связи с этим Заказчика обязали:

– отменить процедуру государственной закупки;

– исключить из аукционных документов требования, ограничивающие круг участников и не обеспечивающие добросовестную конкуренцию;

– провести новую процедуру государственной закупки.

 

Ольга Позняк, юрист

Печать
В закладки
AA
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.