7 июль 2015

Содержание

Статья 23 из 23 ( Материал id: 297 Журнал id: 106044 )
Страница № 61

Возможно ли избежать административной ответственности в случае добровольного устранения правонарушения

Ситуация

В мае 2014 г. в частном унитарном предприятии «Трейдинг» (далее – УП) проводилась плановая проверка хозяйственной деятельности, в ходе которой был выявлен целый ряд недостатков, в т.ч. и недоплаченные суммы налогов. Бухгалтер организации до окончания проверки исчислила и перечислила в бюджет недоплаченные суммы налогов. По итогам этой проверки проверяющим органом был составлен акт о выявленных нарушениях и принято постановление о привлечении к административной ответственности юридического лица по ч. 5 ст. 13.6 КоАП. Руководитель УП не согласился с результатами проверки и решил обжаловать и акт, и постановление.

Рассмотрим, может ли добровольное устранение выявленных правонарушений освободить от административной ответственности и как обжаловать документы о наложении такой ответственности.

Документ:

Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП).

Возможно ли освобождение от административной ответственности?

Административная ответственность за неуплату или неполную уплату суммы налогов, сборов (пошлин), таможенных платежей установлена ст. 13.6 КоАП. Неуплата или неполная уплата плательщиком, иным обязанным лицом суммы налога, сбора (пошлины), совершенные должностным лицом юридического лица по неосторожности (за исключением выявленных в результате камеральных проверок), если сумма доначисленных налогов, сборов (пошлин) за период выполнения должностным лицом соответствующих функций (но не более чем за проверенный период) превышает 5 % от общей суммы налогов, сборов (пошлин), влечет наложение штрафа в размере от 16 до 20 базовых величин (ч. 5 ст. 13.6 КоАП).

Если организация до окончания налоговой проверки добровольно перечислила недоплаченные или неуплаченные суммы налогов, то это может рассматриваться как добровольное исполнение возложенной на лицо обязанности, за неисполнение которой налагается административное взыскание (подп. 3 ч. 1 ст. 7.2 КоАП), что является основанием смягчения административной ответственности. При наличии данного смягчающего обстоятельства применяется норма ст. 7.9 КоАП, которая позволяет уменьшить полагающийся за правонарушение штраф в 2 раза.

Что касается полного освобождения от административной ответственности, то оно возможно только при наличии условий или обстоятельств, закрепленных в гл. 8 КоАП. В частности, к таким условиям относятся малозначительность правонарушения или наличие обстоятельств, смягчающих ответственность.

Справочно:

основания освобождения от административной ответственности:

1) малозначительность правонарушения (ст. 8.2 КоАП);

2) наличие обстоятельств, смягчающих ответственность:

– предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий такого правонарушения (применяется только для физических лиц) (п. 2 ч. 1 ст. 7.2 КоАП);

– добровольное возмещение или устранение причиненного вреда либо исполнение возложенной на лицо обязанности, за неисполнение которой налагается административное взыскание (п. 3 ч. 1 ст. 7.2 КоАП);

– совершение административного правонарушения физическим лицом под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости (п. 6 ч. 1 ст. 7.2 КоАП);

3) примирение с потерпевшим (применяется только для физических лиц) (ст. 8.4 КоАП);

4) статус военнослужащего или лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине (ст. 8.5 КоАП);

5) наличие психического заболевания (ст. 8.6 КоАП);

6) отнесение лица к жертвам торговли людьми (8.7 КоАП);

7) отсутствие получения выгоды имущественного характера (применяется только для юридических лиц) (ст. 8.8 КоАП).

Поскольку мы не знаем всех обстоятельств рассматриваемой ситуации, то представляется сомнительным наличие в ней обстоятельств, рассматриваемых КоАП как освобождающие от ответственности. Поэтому полное освобождение организации от административной ответственности по этим основаниям трудно представить.

Рекомендация

Обращаем внимание на одно важное обстоятельство: при решении вопроса об освобождении от административной ответственности всегда следует четко исчислить «сумму правонарушения». Если эта сумма небольшая, то есть вполне эффективный ход: настаивать на том, что совершенное правонарушение не является административным и соответственно не подпадает под административную ответственность. Основанием такого решения является ст. 5.5 КоАП.

Порядок обжалования акта проверки

Если у руководителя организации есть возражения по акту проверки, то он должен изложить их в письменном виде, подписать и представить в тот контролирующий (надзорный) орган, который проводил проверку, не позднее 15 рабочих дней со дня подписания акта. Руководитель проверки проверяет обоснованность доводов, изложенных в возражениях, и по ним в течение 15 рабочих дней составляет письменное заключение, которое направляет проверяемой организации заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручает представителю организации под роспись (п. 71 Указа № 510).

Кроме того, при необходимости в целях подтверждения обоснованности доводов, изложенных в возражениях, не позднее 10 рабочих дней со дня поступления возражений может быть назначена дополнительная проверка в отношении проверяемой организации тем же контролирующим (надзорным) органом, который проводил и первоначальную проверку. В этом случае письменное заключение по возражениям направляется проверяемой организации заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручается представителю организации под роспись не позднее 10 рабочих дней со дня завершения дополнительной проверки.

Документ:

Указ Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее – Указ № 510).

Порядок обжалования постановления

Что касается вынесенного по результатам проверки постановления о привлечении к административной ответственности, то оно обжалуется в порядке, установленном гл. 12 ПИКоАП.

Жалоба подается в вышестоящий контролирующий (надзорный) орган или вышестоящему должностному лицу, которому проверяющие непосредственно подчинены, и (или) в суд по месту наложения административного взыскания. В настоящее время не ограничивается возможность заявителя направить жалобу одновременно нескольким адресатам, например вышестоящему должностному лицу и в вышестоящий орган.

Жалоба составляется в письменном виде и подписывается руководителем организации. Форма такой жалобы законодательством не предусмотрена, но требования к содержанию установлены ст. 12.1-1 ПИКоАП. К жалобе следует приложить копии необходимых документов, в т.ч. подтверждающих соответствующие полномочия представителей организации.

Жалобу на постановление по делу об административном правонарушении рассматривают судья, должностное лицо, уполномоченное рассматривать жалобу, в месячный срок со дня ее поступления (ст. 12.7 ПИКоАП).

Рекомендация

Не пропустите срок подачи жалобы: 10 суток со дня объявления постановления. Если лицо, в отношении которого вынесено постановление, отсутствовало при рассмотрении дела – то не позднее 10 суток со дня получения копии постановления (ч. 1 ст. 12.4 ПИКоАП). В случае пропуска установленного срока или нарушения порядка подачи жалобы она возвращается организации или лицу, подавшему жалобу (ч. 2 ст. 12.4 ПИКоАП).

Документ:

Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – ПИКоАП).

Важно!

Сроки наложения административного взыскания за совершение:

– административного правонарушения – не позднее 2 месяцев со дня его совершения;

– длящегося административного правонарушения – не позднее 2 месяцев со дня его обнаружения либо прекращения в случае, когда такое правонарушение было прекращено до его обнаружения;

– административного правонарушения в области финансов, рынка ценных бумаг, банковской и предпринимательской деятельности, против порядка налогообложения и таможенного регулирования, – не позднее 3 лет со дня его совершения и 6 месяцев со дня его обнаружения.

Исключение составляют административные правонарушения, предусмотренные:

– ст. 11.61, 11.62, 13.1, 13.3, 13.8–13.11 КоАП – совершенные физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, административное взыскание за которые может быть наложено не позднее 1 года со дня их совершения;

– ст. 13.14 КоАП – административное взыскание может быть наложено не позднее 2 лет со дня их совершения и 2 месяцев со дня их обнаружения.

Павел Булавский, юрист

Печать
В закладки
AA
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.