10 октябрь 2016
Статья 15 из 24 ( Материал id: 651 Журнал id: 106423 )
Страница № 36

Внебиржевые госзакупки

Открытое акционерное общество с государственной долей собственности 98,79 % (далее – ОАО) было образовано в процессе реорганизации в 2006 г. с местом нахождения в сельской местности. Оно занимается производством металлоконструкций, переработкой древесины, т.е. является коммерческой организацией. ОАО осуществляет регулярные закупки металла через биржу и разовые сделки по необходимости не через биржу у сторонних организаций по правилам осуществления госзакупок.

Подпадает ли это ОАО под действие Указа № 6, согласно п. 13 которого коммерческие организации освобождаются от обязательного участия в биржевых сделках и имеют право самостоятельно определять условия закупок? Вправе ли оно самостоятельно определять условия закупок в дальнейшем?

Да.

Документ:

Указ Президента Республики Беларусь от 07.05.2012 № 6 «О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности» (далее – Декрет № 6).

Документ:

постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15.03.2012 № 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств» (далее – постановление № 229).

Документ:

постановление Совета Министров Республики Беларусь от 16.06.2004 № 714 «О мерах по развитию биржевой торговли на товарных биржах» (далее – постановление № 714).

Документ:

Закон Республики Беларусь от 05.01.2009 № 10-З «О товарных биржах» (далее – Закон № 10-З).

 

Коммерческие организации, зарегистрированные в Республике Беларусь с местом нахождения на территории средних, малых городских поселений, сельской местности, освобождаются от обязательного заключения сделок на биржевых торгах ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа» при приобретении сырья, комплектующих и материалов для собственного производства (за исключением приобретения полностью или частично за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов получателями таких средств), а также при осуществлении внешней торговли товарами собственного производства, и вправе самостоятельно определять:

– условия, объемы, виды закупаемого сырья, комплектующих и материалов, а также условия, объемы и виды реализации произведенной продукции, товаров (работ, услуг) собственного производства;

– поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или покупателей продукции, товаров (работ, услуг) для собственного производства и продукции, товаров (работ, услуг) собственного производства (за исключением определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) при приобретении товаров (работ, услуг) полностью или частично за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов получателями таких средств) (подп. 1.3 п. 1 Декрета № 6).

Однако решение вопроса, подлежит ли та или иная сделка регистрации, зависит от нескольких критериев: наименования товаров, суммы сделки, условий заключения сделки, стороны внебиржевой сделки, которая обязана представлять товарной бирже сведения о внебиржевой сделке. Также следует учитывать нюансы некоторых нормативных правовых актов.

Так, требования относительно заключения сделок, за исключением государственных закупок, а также закупок товаров при строительстве объектов, на биржевых торгах ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа», не распространяются на коммерческие организации с местом нахождения на территории сельской местности (часть первая п. 3 постановления № 714). Вместе с тем в части второй п. 3 постановления № 714 установлено требование о регистрации в ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа» внебиржевых сделок в случаях, сроки и порядке, установленных законодательством, которое также распространяется на указанные организации.

Требование о регистрации через товарную биржу внебиржевых сделок введено также ст. 19-1 Закона № 10-З.

Справочно:

с 15 октября 2015 г. введена в эксплуатацию система электронной регистрации внебиржевых сделок. Доступ заявителей к ней осуществляется через официальный сайт ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа» www.butb.by с использованием сертификатов открытых ключей проверки электронной цифровой подписи, выданных унитарным предприятием по оказанию услуг «Удостоверяющий центр БУТБ».

 

В соответствии с требованиями Закона № 10-З Правительством принято постановление № 839. Им установлены случаи, сроки и порядок представления стороной внебиржевой сделки товарной бирже сведений для регистрации внебиржевой сделки, состав таких сведений, а также порядок регистрации товарной биржей внебиржевых сделок, ведения реестра внебиржевых сделок и представления заинтересованным лицам информации из реестра.

Документ:

Положение о порядке регистрации товарной биржей внебиржевых сделок, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 08.10.2015 № 839 (далее – Положение о регистрации на товарной бирже внебиржевых сделок).

 

В частности, заявитель должен представить товарной бирже сведения в форме электронного документа не позднее 3 рабочих дней со дня заключения внебиржевой сделки (п. 4 Положения о регистрации на товарной бирже внебиржевых сделок). Регистрация внебиржевой сделки осуществляется товарной биржей в течение 1 рабочего дня со дня получения в полном объеме сведений, а в случае необходимости подтверждения сведений – в течение 1 рабочего дня со дня их подтверждения (п. 5 Положения о регистрации на товарной бирже внебиржевых сделок).

Справочно:

перечень внебиржевых сделок, подлежащих регистрации в ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа», приведен в приложении 1 к Положению о регистрации на товарной бирже внебиржевых сделок.

 

Также следует учитывать нормы постановления № 229: требование проведения закупок через товарную биржу не распространяется на закупки товаров (работ, услуг) за счет собственных средств согласно приложению 1 (п. 1.2 постановления № 229). Пункт 2 приложения 1 к постановлению № 229, в свою очередь, определяет, что действие постановления № 229 не распространяется на закупки товаров (работ, услуг) для собственного производства организациями, к которым относится и рассматриваемое нами ОАО.

Исходя из указанных в вопросе обстоятельств, можно сделать вывод, что ОАО относится к организациям, на которые распространяется действие Декрета № 6. Следовательно, оно вправе самостоятельно определять условия закупок, поскольку описанные сделки являются внебиржевыми.

 

Обратите внимание! Законодательство предусматривает административную ответственность за непредставление сведений о внебиржевой сделке с биржевым товаром для регистрации этой сделки в случаях и сроки, установленные законодательством, либо представление неполных или заведомо недостоверных сведений о такой сделке в виде штрафа в размере от 3 до 10 базовых величин, а за повторное нарушение – штрафа от 10 до 30 базовых величин (ст. 12.14 КоАП).

Документ:

Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП).

Эвелина Дубовик, старший преподаватель

кафедры финансового права
и правового регулирования хозяйственной
деятельности БГУ,

 управляющий партнер
ООО «Юридическая компания Соломон»

Печать
В закладки
AA
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.