Последствия работы с лжепредпринимательскими структурами. Жариловская М. | JURK.BY
Печать
Сохранить в MS Word
Наверх
Вниз

Последствия работы с лжепредпринимательскими структурами. Жариловская М.

Одним из способов незаконной минимизации налоговых обязательств является работа с лжепредпринимательскими структурами – заключение фиктивных сделок в целях уменьшения налогооблагаемой базы и обналичивания денежных средств. Законодательством предусмотрен ряд негативных последствий для субъектов такого взаимодействия. Под угрозой и добросовестные.

 

Указом № 488 предусмотрено включение лжепредпринимательских структур – субъектов предпринимательской деятельности при наличии оснований, перечисленных в подп. 1.1 п. 1 Указа № 488, в реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере (далее – Реестр).

Справочно:

Реестр размещен в открытом доступе на сайте МНС (http://www.nalog.gov.by/ru/reestr_ru/).

Документ:

Указ Президента Республики Беларусь от 23.10.2012 № 488 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств» (далее – Указ № 488).

 

Одновременно законодательством установлен ряд негативных правовых последствий для субъектов хозяйствования, работающих с субъектами хозяйствования, включенными в Реестр, в т.ч. и добросовестных.

Признание первичного учетного документа недействительным

Каждая хозяйственная операция оформляется первичным учетным документом, имеющим юридическую силу. При этом первичный учетный документ обладает юридической силой только в случае действительности совершения отраженной в нем хозяйственной операции (п. 1 ст. 10 Закона о бухучете, абзац первый подп. 1.10 п. 1 Указа № 488).

Документ:

Закон Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее – Закон о бухучете).

 

Сделки с лжепредпринимательскими структурами, как правило, совершаются, чтобы минимизировать налоговые обязательства и соответствующие первичные учетные документы не опосредуют фактическую реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав, что, однако, не исключает и одновременное совершение ими легальных сделок.

 

Обратите внимание! Первичные учетные документы, отражающие хозяйственные операции по взаимоотношениям с субъектом предпринимательской деятельности, включенным в Реестр, не имеют юридической силы (абзац пятый части второй подп. 1.121 п. 1 Указа № 488).

 

Особенностью правоприменительной практики является презумпция абсолютной недействительности первичных учетных документов, отражающих хозяйственные операции, совершенные с лжепредпринимательскими структурами, а именно:

· недействительными признаются первичные учетные документы за весь период сотрудничества с лжепредпринимательской структурой, в т.ч. за то время, когда соответствующий субъект хозяйствования еще не был включен в Реестр;

· недействительность первичного учетного документа презюмируется, т.е. предполагается изначально.

При включении субъекта предпринимательской деятельности в Реестр ДФР проводит проверку и при наличии информации и документов, подтверждающих совершение субъектом предпринимательской деятельности, включенным в Реестр, правонарушения в экономической сфере либо использование этого субъекта в совершении такого правонарушения в отношении субъекта, ДФР составляет заключение.

В нем в т.ч. указывается, что оформленные с участием данного субъекта первичные учетные документы для целей налогообложения не имеют юридической силы. Организации же, совершавшей сделку (сделки) с субъектом, в отношении которого составлено заключение, выносится предписание с требованием доначислить и уплатить суммы налогов в соответствии с подп. 1.11 п. 1 Указа № 488.

 

К сведению: при несогласии с предписанием юридическое лицо или ИП в течение 20 рабочих дней со дня его получения вправе подать в орган финансовых расследований, его вынесший, возражения на предписание (подп. 1.123 п. 1 Указа № 488).

Направление возражения в указанный срок отменяет действие предписания, однако его следствием является также проведение проверки ДФР или налоговым органом по месту постановки на учет (подп. 1.124 п. 1 Указа № 488). По результатам проверки соответствующие первичные учетные документы могут быть признаны не имеющими юридической силы, а соответствующий субъект хозяйствования – привлечен к административной (без возможности освобождения по ч. 21 примечаний к ст. 13.6 КоАП) или уголовной ответственности в общеустановленном порядке. При этом субъект хозяйствования вправе обжаловать соответствующее решение в установленном законодательством порядке (гл. 25 ХПК).

Документ:

Кодекс Республики Беларусь об административных отношениях (далее – КоАП).

Документ:

Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь (далее – ХПК).

Последствия признания первичного учетного документа недействительным

Перечислим правовые последствия признания первичного учетного документа не имеющим юридической силы.

1. Налоговые последствия:

– установленный подп. 1.11 п. 1 Указа № 488 особый режим налогообложения сделок, оформленных первичными учетными документами, не имеющими юридической силы (см. таблицу), и, как следствие, – доначисление и уплата налогов по данным сделкам;

– уплата пеней (ст. 52 НК).

Документ:

Налоговый кодекс Республики Беларусь (далее – НК).

 

Налогообложение сделок, оформленных первичными учетными документами, не имеющими юридической силы

Вид хозяйственной
операции

Налоговые последствия

Правовая норма Указа № 488

Приобретение товаров (работ, услуг), имущественных прав

1. Стоимость приобретения товаров (работ, услуг), имущественных прав не включается в состав затрат по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемых при налогообложении.

2. Предъявленные суммы НДС:

не подлежат вычету;

не включаются в состав затрат по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемых при налогообложении;

не включаются в состав внереализационных расходов

Подп. 1.11.1 п. 1

Реализация товаров (работ, услуг), имущественных прав

 

1. Внереализационными доходами признаются фактически полученные денежные средства и (или) иное имущество исходя из стоимости такого имущества, указанной в первичных учетных документах о его получении.

2. Стоимость товаров (работ, услуг), имущественных прав включается:

– в налоговую базу по НДС;

– выручку от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав (валовую выручку)

Подп. 1.11.2 п. 1

Приобретение товаров (работ, услуг), имущественных прав комиссионером, поверенным или иным аналогичным лицом (даее – комиссионер) для передачи комитенту

Стоимость товаров (работ, услуг), имущественных прав, включается у комиссионера:

– в налоговую базу по НДС;

– выручку от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав (валовую выручку)

Подп. 1.11.3 п. 1

Получение товаров (работ, услуг), имущественных прав комитентом от комиссионера

1. Стоимость товаров (работ, услуг), имущественных прав признается у комитента внереализационным доходом.

2. Сумма расходов на возмещение комиссионеру стоимости приобретенных товаров (работ, услуг), имущественных прав не учитывается при налогообложении у комитента

Подп. 1.11.4 п. 1

Передача товаров (работ, услуг), имущественных прав комитентом комиссионеру для дальнейшей реализации

1. Стоимость товаров (работ услуг), имущественных прав включается у комиссионера:

– в налоговую базу по НДС;

– выручку от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав (валовую выручку) при их передаче третьим лицам.

2. Стоимость товаров (работ услуг), имущественных прав определяется в соответствии с первичными учетными документами, на основании которых комиссионером произведена передача

Подп. 1.11.5 п. 1

Работы, оформленные как выполненные для подрядчика субподрядчиком

У подрядчика:

1) стоимость работ:

– является внереализационным доходом;

– включается:

в налоговую базу по НДС;

выручку от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав (валовую выручку), если эта стоимость включена подрядчиком в цену работ или возмещается заказчиком отдельно;

2) сумма средств, перечисленных (подлежащих перечислению) субподрядчику в оплату работ, не учитывается при налогообложении

Подп. 1.11.6 п. 1

 

2. Административные последствия:

Как субъект хозяйствования, заключивший сделку с лжепредпринимательской структурой, первичные учетные документы по которой были признаны не имеющими юридической силы, так и его должностные лица (руководитель, главный бухгалтер и пр.) могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 13.6 КоАП, если размер доначисленных и уплаченных сумм налогов, сборов не превысит в 1 000 раз размер базовой величины, установленной на день, когда эти суммы налогов, сборов подлежали уплате в соответствии с налоговым законодательством.

 

К сведению: доначисление и уплата налогов согласно предписанию ДФР является основанием для освобождения от административной ответственности (п. 21 примечаний к ст. 13.6 КоАП).

 

3. Уголовные последствия.

Должностные лица субъекта хозяйствования, заключившего сделку с лжепредпринимательской структурой, первичные учетные документы по которой были признаны не имеющими юридической силы (руководитель, главный бухгалтер и пр.), могут быть привлечены к уголовной ответственности по ст. 243 УК, если размер доначисленных и уплаченных сумм налогов, сборов превысит в 1 000 или 2 500 и более раз размер базовой величины, установленной на день, когда эти суммы налогов, сборов подлежали уплате в соответствии с налоговым законодательством (крупный или особо крупный размер).

Документ:

Уголовный кодекс Республики Беларусь (далее – УК).

 

Доначисление и уплата сумм налогов согласно предписанию ДФР является не основанием освобождения от уголовной ответственности, а только смягчающим обстоятельством (ч. 4 п. 1 ст. 63 УК).

Одновременно добровольная уплата сумм налогов является:

– одним из комплекса оснований для освобождения от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием (ст. 88 УК);

– основанием для освобождения от уголовной ответственности с привлечением к административной ответственности согласно ст. 86 УК.

Уполномоченное лицо может быть освобождено от уголовной ответственности по ст. 243 УК по ходатайству на имя Главы государства в соответствии со ст. 881 УК и Положением о порядке осуществления в Республике Беларусь помилования осужденных, освобождения от уголовной ответственности лиц, способствовавших раскрытию и устранению последствий преступлений, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 03.12.1994 № 250.

 

Мария Жариловская, юрист

 
Если вы заметили ошибку в тексте новости, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Статьи на тему

Как быстро решить вопрос с долгом хозяйственного общества. Кудрявец Ю.

№3 , март 2018

Относить ли исполняющего обязанности генерального директора к группе лиц? Слепич М.

№3 , март 2018

Еще раз о количестве хозяйственных обществ с долей государства и о «причинении или непричинении убытков руководителями таких обществ государству». Функ Я.

№3 , март 2018

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.