9 сентябрь 2015
Статья 4 из 23 ( Материал id: 322 Журнал id: 106088 )
Страница № 10

Основания и порядок приостановления (запрещения) работы торгового объекта

Накануне 2015 г. были существенно расширены компетенция и права органов государственного управления, ответственных за вопросы защиты прав потребителей, в частности, прав на надлежащее качество и безопасность приобретаемых товаров, обеспечения соблюдения субъектами хозяйствования законодательства о ценообразовании. Так, помимо привлечения к административной ответственности, уполномоченные должностные лица получили право на приостановление и запрет работы торговых объектов. В статье объясняется, какие субъекты могут быть привлечены к новому виду ответственности, анализируются основания для приостановления (запрещения) работы торгового объекта, даются рекомендации по действиям в случае приостановления (запрещения) работы торговых объектов.

Понятие торгового объекта

Общее понятие «торговый объект» определено в п. 40 ст. 1 Закона о регулировании торговли как капитальное строение (здание, сооружение) или его часть (части) либо временная конструкция, не являющаяся капитальным строением (зданием, сооружением) или его частью, оснащенные торговым оборудованием, предназначенным для продажи товаров, а также передвижные средства развозной и разносной торговли. Наиболее полная классификация торговых объектов (по месту расположения, форме собственности, формату и др.) приведена в Инструкции № 25.

Как видим, под торговым объектом законодатель понимает не только широко распространенные магазины, ларьки и киоски, но и автолавки, палатки, торговые автоматы, тележки, лотки, корзины и иные приспособления (например, бочки с квасом).

Документ:

Закон Республики Беларусь от 08.01.2014 № 128-З «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь» (далее – Закон о регулировании торговли).

Документ:

Инструкция о порядке классификации розничных торговых объектов по видам и типам, утвержденная постановлением Министерства торговли Республики Беларусь от 26.06.2014 № 25 (далее – Инструкция № 25).

Также меры ответственности в виде приостановления (запрещения) работы торговых объектов, предусмотренные Указом № 567, могут быть применены и к интернет-магазинам, которые в понимании ст. 1 Закона о регулировании торговли не относятся к торговым объектам. Такие меры ответственности предусмотрены постановлением № 1207. В связи с этим для целей настоящей статьи к торговым объектам при последующем упоминании мы будем также относить и интернет-магазины.

Документ:

Указ Президента Республики Беларусь от 05.12.2014 № 567 «О дополнительных мерах по защите прав потребителей» (далее – Указ № 567).

Документ:

постановление Совета Министров Республики Беларусь от 19.12.2014 № 1207 «О некоторых вопросах потребительского рынка» (далее – постановление № 1207).

Основания для приостановления (запрещения) работы торгового объекта

Исходя из содержания п. 3 Указа № 567 можно выделить следующие основания для приостановления работы торгового объекта.

Нарушение

Нормативные правовые акты, на основании которых
выявляются нарушения

Нарушения законодательства в области санитарно-эпидемиологиче-
ского благополучия населения, выявленные в результате проверки.

Право на приостановление работы по данному основанию предоставлено заместителю Министра здравоохранения – Главному государственному санитарному врачу Республики Беларусь, а также главным государственным санитарным врачам областей и г. Минска

Закон Республики Беларусь от 07.01.2012 № 340-З «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;

постановление Совета Министров Республики Беларусь от 11.07.2012 № 635 «О некоторых вопросах санитарно-эпидемиологического благополучия населения»;

Санитарно-эпидемиологические требования к осуществлению производственного контроля при производстве, реализации, хранении, транспортировке продовольственного сырья и (или) пищевых продуктов, утвержденные постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 30.03.2012 № 32;

Санитарно-эпидемиологические требования для организаций, осуществляющих торговлю пищевой продукцией, утвержденные постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 28.08.2012 № 132

Установление по результатам проверки фактов нарушения законодательства о ценообразовании, торговле и общественном питании.

Право на приостановление работы по данному основанию предоставлено Министру торговли и его заместителям

Закон о регулировании торговли;

Закон Республики Беларусь от 09.01.2002 № 90-З «О защите прав потребителей»;

Закон Республики Беларусь от 10.05.2007 № 225-З «О рекламе»;

Правила продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.07.2014 № 703;

Правила продажи товаров при осуществлении розничной торговли по образцам, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.01.2009 № 31;

Положение о порядке разработки и утверждения ассортиментного перечня товаров, ассортиментного перечня продукции общественного питания, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.07.2014 № 703

Различия между приостановлением и запрещением работы торгового объекта

В отличие от приостановления запрещение работы торгового объекта допускается в случае:

1) неустранения выявленных по результатам контрольной проверки нарушений в установленный в предписании срок;

2) повторного факта установления нарушений, послуживших основанием для приостановления работы торгового объекта, если такой факт был установлен в течение года со дня приостановления работы торгового объекта. По мнению автора, возможность применения упомянутого положения Указа № 567 существует не только в случае фактического приостановления работы торгового объекта, но и в случае вынесения предписания о приостановлении работы торгового объекта, даже при том, что своевременное исполнение требований, изложенных в предписании, не привело к фактическому приостановлению работы. Отсутствие судебной и административной практики не позволяет сделать однозначный вывод о моменте, с которого следует исчислять годичный срок. Представляется, что таковой датой следует все-таки считать дату вынесения предписания на устранение нарушений, а не дату фактического приостановления работы торгового объекта.

К типичным нарушениям законодательства при осуществлении розничной торговли следует отнести:

1) реализацию товаров с истекшим сроком годности (мясные изделия, молочную продукцию, соки, товары бытовой химии и другие);

2) несоблюдение ассортиментных перечней;

3) неправильное оформление ценников в торговых залах;

4) недостоверную информацию о скидках на товар и др.

Пример

1. Министерством торговли вынесено предписание о приостановлении деятельности 17 торговых объектов «СОЮЗПЕЧАТЬ». В основу постановления легло выявление фактов несоблюдения ассортиментных перечней, реализации товаров с истекшим сроком годности, недоведения до потребителей информации о дате изготовления, сроках годности, производителях, импортерах товаров. На устранение нарушений было отведено 14 дней.

2. Министерством торговли приостановлена деятельность 11 магазинов и объектов общественного питания ОАО «ПОСТТОРГ». Установлен ряд нарушений торгового законодательства: невыполнение ассортиментных перечней товаров, несоблюдение температурных режимов хранения продуктов, проведение мероприятий, стимулирующих реализацию алкогольных напитков и пива, отсутствие ценников на товары и другие нарушения. Кроме того, в каждом втором из проверенных объектов к продаже предлагались товары с истекшими сроками годности (хранения).

Для принятия мер и устранения выявленных нарушений руководству ОАО «ПОСТТОРГ» отведено 10 дней.

Как видим, уполномоченные должностные лица вправе приостановить работу торгового объекта даже при нарушении одного-единственного пункта правил, регламентирующих работу торгового объекта. Вместе с тем на практике приостановление работы применяется в случае многочисленных нарушений правил торговли, которые представляют опасность для потребителей.

Справочно:

интернет-магазином считается информационный ресурс субъекта торговли в Интернете, позволяющий осуществить заказ на приобретение или выбор и приобретение товаров без (вне) торгового объекта (п. 8 ст. 1 Закона о регулировании торговли).

Процедура приостановления работы торгового объекта

Выявление нарушений законодательства может осуществляться как в рамках плановых проверок, проводимых Министерством торговли (уполномоченными структурными подразделениями), так и при проведении внеплановых проверок (в т.ч. по обоснованным жалобам граждан, за исключением анонимных). При проведении мониторинга контролирующий орган, как правило, ограничивается рекомендациями в адрес руководителей торговых объектов. Вместе с тем в случае обнаружения в ходе мониторинга нарушений законодательства, создающих угрозу причинения вреда жизни и здоровью населения, может быть вынесено предписание о приостановлении работы торгового объекта.

Поскольку приостановление работы торгового объекта негативно сказывается на финансовом состоянии субъекта торговли, при вынесении предписания о приостановлении работы представляется целесообразным начать действия как юридического (подготовка замечаний к акту проверки, обжалование в вышестоящий орган (должностному лицу) либо в суд), так и фактического характера (устранение нарушений, не имеющих спорного характера). Считаем важным указать также на право субъекта торговли обратиться в контролирующий орган с обоснованным ходатайством о переносе срока устранения нарушений (п. 74-1 Положения № 510), а в случае полного устранения допущенных нарушений – для решения вопроса о возобновлении деятельности торгового объекта (п. 74 Положения № 510).

Документ:

Положение о проведении проверок, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее – Положение № 510).

Рекомендация

В заключение автор рекомендует субъектам, осуществляющим эксплуатацию торговых объектов, во избежание претензий уполномоченных контролирующих органов самостоятельно либо с привлечением профессиональных юристов разработать конкретные и исполнимые процедуры внутреннего контроля (с использованием контрольных листов), позволяющие отслеживать фактическое соблюдение требований законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательства о торговле*.

Максим Слепич,

юрист ООО «Арцингер и партнеры»

 

* О данных процедурах читайте в следующих номерах нашего журнала.

Печать
В закладки
AA
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.