6 июнь 2016
Статья 4 из 21 ( Материал id: 531 Журнал id: 106307 )
Страница № 10

Маркировка информационной продукции знаками возрастной категории: что нас ждет через год

Закон № 362-З ввел новые для Республики Беларусь меры по защите детей от информации и информационной продукции, причиняющей вред их здоровью и развитию. Теперь информационные продукты, распространяемые через СМИ (фонограммы, видеофильмы, компьютерные игры и пр.), должны маркироваться знаком возрастной категории.

 

Документ:

Закон Республики Беларусь от 11.05.2016 № 362-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь» (далее – Закон № 362-З).

 

Знаки возрастной категории

 

С 1 июля 2016 г. вся распространяемая информация (информационные продукты) должна маркироваться знаками возрастной категории. Распространение информационной продукции без присвоения такого знака с указанной даты запрещается, за исключением продукции, которая в соответствии с законодательством не должна маркироваться.

Знак возрастной категории представляет собой звуковое и (или) визуальное предупреждение, указывающее на возрастную категорию детей, среди которых допускается распространение информационной продукции. Установлены следующие знаки возрастной категории (ст. 37-2 Закона о правах ребенка, в редакции Закона № 362-З):

«0+» – без возрастных ограничений (универсальная продукция);

«6+» – предназначена для лиц, достигших 6 лет;

«12+» – предназначена для лиц, достигших 12 лет;

«16+» – предназначена для лиц, достигших 16 лет;

«18+» – предназначена для лиц, достигших 18 лет.

Критерии распределения информационной продукции по возрастным категориям определяются тематикой, жанром, содержанием и художественным оформлением информации, особенностями ее восприятия детьми определенного возраста, а также возможностью причинения такой информацией вреда здоровью и развитию детей. Общие критерии устанавливаются Правительством Республики Беларусь.

 

Документ:

Закон Республики Беларусь от 19.11.1993 № 2570-XII «О правах ребенка» (далее – Закон о правах ребенка).

 

Введение маркировки знаками возрастной категории объясняется тем, что согласно ст. 37-1 Закона о правах ребенка каждый ребенок имеет право на защиту от информации, причиняющей вред его здоровью и развитию. Поэтому в указанной статье подробно перечислена информация, способная причинить такой вред. Например, информация, которая побуждает детей к действиям, потенциально опасным для их жизни и здоровья или склоняющая к самоубийству, а также информация, которая вызывает у них желание употребить алкогольные напитки, попробовать наркотики, психотропные вещества или другие одурманивающие вещества, принять участие в азартных играх и т.д. Кроме того, здесь имеется в виду информация, провоцирующая детей на антиобщественные и противоправные действия, дискредитирующая институт семьи или содержащая ненормативную лексику, пропагандирующая порнографию.

 

Информационная продукция

 

Следует отметить, что в Законе об информации нет понятия ни информационной продукции, ни информационного продукта.

Информационная продукция определена в Законе о правах ребенка как продукция СМИ, печатных изданий, аудиовизуальных произведений, фонограмм, игр, в т.ч. игр с электронным дисплеем, компьютерных игр и программ на любых видах носителей, либо информация, распространяемая посредством культурных мероприятий (ст. 37-2 Закона о правах ребенка, в редакции Закона № 362-З).

Кроме того, распространение информационной продукции в сети Интернет отдельно не отмечено. Возможно, законодатель руководствовался нормой п. 20 ст. 1 Закона о СМИ, в редакции Закона № 362-З, которая относит к СМИ и сайты, размещенные в сети Интернет. Однако считаем, что в данном случае глобальную информационную сеть Интернет следовало бы оговорить отдельно, так как именно через нее дети получают основную массу информации.

 

Документ:

Закон Республики Беларусь от 10.11.2008 № 455-З «Об информации, информатизации и защите информации» (далее – Закон об информации).

 

Документ:

Закон Республики Беларусь от 17.07.2008 № 427-З «О средствах массовой информации» (далее – Закон о СМИ).

 

Информационная продукция, освобожденная от маркировки

 

К такой продукции относятся:

– теле- и радиопередачи информационно-аналитического, информационного, культурно-просветительного, спортивного и духовно-просветительного характера, а также транслируемые в прямом эфире;

– иностранные теле- и радиопрограммы, распространяемые на территории Республики Беларусь без изменения формы или содержания;

– печатные СМИ, специализирующиеся на распространении информации общеполитического, научного, производственно-практического, нормативного производственно-практического, массово-политического, официального, духовно-просветительного, справочного, культурно-просветительного, реферативного и статистического характера;

– информационные сообщения и (или) материалы, распространяемые через Интернет (п. 5-2 ст. 17 Закона о СМИ, в редакции Закона № 362-З);

– ведомственные печатные издания;

– печатные издания, представляющие значительную историческую, художественную и (или) иную ценность для общества;

– печатные издания официального, научного, производственно-практического, массово-политического, информационного, духовно-просветительского и рекламного характера, а также учебные издания, официально утвержденные или допущенные в качестве соответствующего вида учебного издания Министерством образования Республики Беларусь (ст. 17-1 Закона об издательском деле, в редакции Закона № 362-З).

Распространителям информационной продукции через указанные информационные ресурсы разрешено не маркировать их знаками возрастной категории.

 

Документ:

Закон Республики Беларусь от 29.12.2012 № 8-З (с изм. 11.05.2016) «Об издательском деле в Республике Беларусь» (далее – Закон об издательском деле).

 

Порядок маркировки

 

Знак возрастной категории присваивается информационной продукции, произведенной на территории Республики Беларусь, юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, которые ее произвели, а продукции, распространяемой посредством культурных мероприятий, такие знаки присваиваются организаторами культурных мероприятий (ст. 37-2 Закона о правах ребенка, в редакции Закона № 362-З). Это же правило распространяется на владельцев информационных ресурсов (их составных частей), размещенных в Интернете (п. 5-2 ст. 17 Закона о СМИ, в редакции Закона № 362-З).

 

Обратите внимание! Субъект хозяйствования должен присвоить такой знак до начала распространения продукции (п. 5-1 ст. 17 Закона о СМИ, в редакции Закона № 362-З). Для правильного определения возрастной категории субъект хозяйствования должен руководствоваться критериями, установленными Советом Министров Республики Беларусь.

 

Кроме того, собственники компьютерных клубов, интернет-кафе, иных мест, в которых обеспечивается коллективный доступ к сети Интернет, учреждения образования обязаны применять административные, организационные меры, программно-аппаратные и программные средства, позволяющие не допустить распространение среди детей информации, причиняющей вред их здоровью и развитию (ст. 37-2 Закона о правах ребенка, в редакции Закона № 362-З). Поставщики услуг электросвязи при заключении договора на их оказание также обязаны информировать родителей (опекунов, попечителей) о применении вышеуказанных программных средств, а также об услугах по ограничению доступа к информации в Интернете (ст. 37-2 Закона о правах ребенка, в редакции Закона № 362-З).

 

Вступление в силу Закона № 362-З

 

Закон № 362-З вступает в силу в два этапа:

– с 18 мая 2016 г. действуют положения, закрепляющие права детей на защиту чести и достоинства при осуществлении педагогической деятельности в сфере физической культуры и спорта (ст. 27 Закона о правах ребенка, в редакции Закона № 362-З);

– с 1 июля 2017 г. начнут действовать все остальные положения Закона № 362-З, определяющие виды информационной продукции, подлежащей или не подлежащей обозначению знаками возрастной категории, сами знаки и порядок маркировки ими информационной продукции.

Таким образом, у субъектов хозяйствования, осуществляющих распространение информационной продукции на территории Республики Беларусь, есть еще год на подготовку к маркировке.

В целях контроля и координации деятельности, направленной на защиту детей, при Правительстве Республики Беларусь создается общественно-консультативный совет по защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию. Решения общественно-консультативного совета будут иметь рекомендательный характер.

 

Юлия Кудрявец, юрист

Печать
В закладки
AA
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.