5 май 2015
Статья 6 из 25 ( Материал id: 245 Журнал id: 106005 )
Страница № 22

Как без суда разрешить спор: примирительная процедура

Практически в каждом договоре встречается фраза о том, что стороны предпримут все усилия по мирному разрешению споров. Это означает, что субъекты хозяйствования готовы идти на переговоры или использовать внесудебные процедуры. Однако зачастую они не знают, как правильно это сделать. В этой и следующих статьях мы детально расскажем, к каким процедурам участники договоров могут прибегнуть и как воспользоваться их преимуществами.

Что лучше: суд или переговоры?

Споры, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской и иной хозяйственной деятельности, могут разрешаться в судебном и внесудебном порядке. Внесудебный порядок успешно используется во многих странах для разрешения гражданско-правовых споров, однако для делового оборота субъектов хозяйствования нашего государства традиционным является судебное разрешение конфликтных ситуаций. Это обусловлено следующим:

– во-первых, наша система юридического образования и правоприменительная практика нацеливает юриста на знание права, умение применять правовую норму, недооценивая приемы и процедуры, изучаемые психологией и конфликтологией;

– во-вторых, судебное разбирательство было и остается авторитетным и эффективным способом разрешения споров между субъектами хозяйствования.

Между тем суд может предложить только решение с позиции права, что зачастую создает серьезные проблемы в ситуациях, когда разрешение конфликта невозможно на основании юридических норм или для сторон приоритетно сохранение партнерских отношений. Внесудебные же способы урегулирования споров (иначе именуемые альтернативными) предлагают подход к разрешению конфликтов с позиции интересов сторон, когда на первое место ставится понимание причин возникновения конфликта и, по возможности, удовлетворение интересов, которые были ущемлены. Кроме того, при внесудебном урегулировании споров стороны могут полностью регулировать процедуру и способы решения спора, поскольку в их распоряжении есть дополнительные, более удобные и гибкие механизмы достижения оптимальных результатов (например, возможность заключения нового договора, зачет встречных однородных требований, новация).

Справочно:

внесудебные методы урегулирования споров, получившие в последние годы широкое признание как среди бизнес-сообщества, так и среди юристов в ЕС и США, постепенно входят и в правоприменительную практику Республики Беларусь. Рост популярности этих методов в различных сферах гражданско-правовых отношений, обусловленный отчасти высокой загрузкой государственных судов, а отчасти относительно невысоким уровнем затрат по сравнению с судебным разбирательством, привел к возникновению разнообразных форм таких процедур.

Белорусское законодательство предусматривает возможность использования альтернативных методов урегулирования споров как за рамками официальных судебных механизмов (третейское разбирательство и медиация), так и в сочетании с ними (примирительная процедура). В этой статье мы подробно рассмотрим возможности примирительной процедуры.

Документ:

Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь (далее – ХПК).

Суть примирительной процедуры

Примирительная процедура* представляет собой медиацию, проводимую в соответствии с гл. 17 ХПК после возбуждения производства по делу в экономическом суде, а по сути, является методом урегулирования спора между сторонами в экономическом суде с участием примирителя, назначаемого судом, в целях:

– оказания помощи в самостоятельном решении возникшего спора;

– оказания помощи в установлении фактических обстоятельств конфликта;

– выяснения, сопоставления и сближения точек зрения сторон о путях разрешения спора;

– поиска компромисса, устраивающего обе стороны;

– достижения соглашения о примирении.

Примирительная процедура проводится для «улаживания» спора в короткие сроки** посредством примирения сторон и содействия профилактике нарушений договорных обязательств.

Выбор примирителя

Примирительная процедура начинается с назначения примирителя, что может быть осуществлено по ходатайству одной или обеих сторон либо по инициативе суда. Примечательно, что такое назначение может быть сделано посредством вынесения определения на любой стадии хозяйственного процесса: в суде первой, апелляционной и кассационной инстанций и на стадии исполнительного производства, а также может быть назначено повторно (при наличии оснований полагать разрешение спора реальным). Вопрос о назначении примирителя решается судом без извещения сторон о времени и месте судебного заседания.

Примирителем может быть лицо, занимающее государственную должность в экономическом суде, медиатор или иное лицо, обладающее квалификацией, отвечающей существу возникшего конфликта*. Препятствиями к участию примирителя в процедуре является наличие оснований, аналогичных основаниям для отвода судьи, перечень которых установлен ст. 34 ХПК. Если примиритель не может участвовать в проведении процедуры, суд выносит определение о назначении нового примирителя либо о завершении примирительной процедуры.

Обратите внимание!

Кандидатура примирителя может быть предложена судом либо выбрана сторонами самостоятельно. При рассмотрении вопроса о назначении примирителя рекомендуем субъекту самому выбирать и предлагать кандидатуры, реально соответствующие по критерию профессионализма существу спора, и только в случае невозможности полагаться на выбор суда.

При назначении примирителя по инициативе суда стороны в течение 7 дней от даты вынесения определения вправе представить возражения и отказаться от примирительной процедуры. При наличии возражений хотя бы одной из сторон суд выносит определение об отмене определения о назначении примирителя для проведения примирительной процедуры. Сторона также вправе отказаться от дальнейшего проведения процедуры на любой стадии переговоров путем подачи письменного заявления. В этом случае дальнейшее производство по делу осуществляется в установленном ХПК порядке.

Обратите внимание!

При оценке целесообразности отказа от примирительной процедуры необходимо помнить, что такой отказ может быть учтен судом как демонстрация отсутствия намерения стороны мирно урегулировать спор в контексте ст. 314 ГК, что предоставляет суду право корректировать размер взыскиваемых санкций. Также явка сторон для участия в примирительной процедуре по вызову примирителя является обязательством, невыполнение которого может повлиять на размер взыскиваемых санкций.

Документ:

Гражданский кодекс Республики Беларусь (далее – ГК).

Справочно:

при решении вопроса об уменьшении неустойки судом могут быть учтены действия сторон, направленные на добровольное досудебное урегулирование спора (часть вторая ст. 314 ГК).

Действия примирителя

Примиритель, проверив полномочия представителей сторон на участие в примирительной процедуре и заключение соглашения о примирении, знакомится с материалами дела, изучает документы предоставляемые сторонами, предлагает, при необходимости, представить дополнительные документы, проводит переговоры между сторонами, в ходе которых дает рекомендации о скорейшем урегулировании возникших вопросов и сохранении между ними деловых связей. Примиритель также вправе получать необходимые консультации у специалистов, и в отсутствие конструктивного диалога между сторонами инициировать завершение примирительной процедуры.

Важно!

Лица, принимающие участие в примирительной процедуре, должны быть надлежащим образом уполномочены на представление интересов субъекта хозяйствования и заключение соглашения о примирении. Следовательно, если в процедуре от имени стороны участвует не руководитель, данные полномочия должны быть прописаны в доверенности.

Стороны и примиритель в произвольном порядке согласовывают периодичность, время и длительность встреч, обсуждают и выбирают варианты урегулирования спора, при необходимости привлекают иных лиц (третьих лиц, специалистов, экспертов) для участия в примирительной процедуре.

Результат примирительной процедуры

Успешно проведенная примирительная процедура завершается заключением соглашения о примирении, которое составляется в письменной форме и фиксирует согласованные позиции сторон (по всем требованиям или их части). Соглашение подписывается представителями сторон и утверждается определением экономического суда. Требования, предъявляемые судами к форме и содержанию соглашения о примирении аналогичны требованиям, предъявляемым к мировым соглашениям (в ст. 122 ХПК).

Обратите внимание!

В случае неисполнения соглашения о примирении (при этом не важно, было ли соглашение не исполнено в целом либо в части) сторона, его не исполнившая, лишается полученных преференций по госпошлине: со стороны, не исполнившей добровольно соглашение, заключенное в примирительной процедуре, подлежит взысканию в бюджет сумма государственной пошлины в установленном размере.

При недостижении примирения сторона или обе стороны вправе сразу завершить примирительную процедуру путем направления заявления экономическому суду. Примиритель также вправе направить суду уведомление о завершении примирительной процедуры ввиду недостижения примирения. Примирительная процедура завершается также истечением ее срока.

Преимущества примирительной процедуры

Как и большинство явлений в мире, примирительная процедура может быть охарактеризована с точки зрения ее достоинств и недостатков. К преимуществам примирительной процедуры относятся:

1) оперативность, поскольку спор может быть урегулирован сторонами самостоятельно в более короткие сроки, чем при рассмотрении дела судом;

2) финансовые преимущества. Стороне, инициирующей судебное разбирательство, законодательством предоставляются преимущества при уплате госпошлины за подачу искового заявления: при подаче в суд иска одновременно с согласованным сторонами ходатайством о назначении примирителя истец освобождается от уплаты 50 % подлежащей уплате госпошлины (п. 7 ст. 250 НК), а в случае ее уплаты в полном размере при достижении соглашения о примирении стороне, уплатившей госпошлину, производится возврат 50 % от уплаченной суммы*, что при значительных суммах исковых требований может быть ощутимо для «кошелька» субъекта хозяйствования. Согласованное ходатайство о назначении примирителя может быть выражено как в отдельном документе, так и в виде условия хозяйственного договора, предусматривающего урегулирование споров по договору с участием примирителя. Предложение истца о возможности назначения примирителя в случае обращения в суд, изложенное в претензии, и согласие ответчика на проведение примирительной процедуры, указанное в ответе на претензию, могут также рассматриваться судом в качестве согласованного сторонами ходатайства;

Документ:

Налоговый кодекс Республики Беларусь (далее – НК).

3) конфиденциальность. В примирительной процедуре сторонам предоставляется возможность конфиденциально обсудить те самые интересы, на удовлетворение которых и направлена процедура, что в большинстве случаев способствует сохранению партнерских отношений и последующему взаимовыгодному сотрудничеству. Об эффективности примирительной процедуры свидетельствует и статистика: большинство соглашений о примирении добровольно выполняются сторонами при сохранении гарантии принудительного исполнения.

Недостатки примирительной процедуры

Недостатком примирительной процедуры в первую очередь является возможность использования ее недобросовестной стороной для затягивания рассмотрения спора по существу. Особенно это характерно для ситуаций, в которых отсутствует спор о праве, и должник, например, не осуществляет оплату за поставленный товар. Да и при наличии намерения обеих сторон достигнуть примирения оформление достигнутых договоренностей соглашением о примирении не всегда возможно. Так, соглашение не может быть заключено под условием (например, нельзя предусмотреть в соглашении о примирении, что в случае нарушения должником графика платежей вся сумма задолженности должна быть выплачена досрочно), не может содержать санкции за неисполнение условий соглашения (см.: постановление Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 29.06.2011 № 14 «О некоторых вопросах прекращения судебного спора мировым соглашением»).

Рекомендации

С уче­том вы­ше­из­ло­жен­но­го ре­ко­мен­ду­ем вклю­чать в хо­зяй­ст­вен­ные до­го­во­ры по­ло­же­ние, обязывающее сто­ро­ны урегулировать споры по договору с применением примирительной процедуры. Это, во-первых, заложит основы для мирного урегулирования спора, а во-вторых, предоставит истцу преференции по уплате госпошлины за подачу иска. Формулировать условие о передаче споров экономическому суду в таком случае надо следующим образом:

«Все споры, требования, разногласия и противоречия, вытекающие из настоящего договора или возникающие в связи с ним, включая, но не ограничиваясь спорами о его заключении, действительности, нарушении, прекращении, подлежат разрешению в экономическом суде Х с проведением примирительной процедуры.»

При отсутствии соответствующего положения в договоре там, где уместно, включайте предложения о назначении примирительной процедуры в случае обращении в суд, инициируйте подачу совместного со второй стороной ходатайства о назначении примирителя либо заявляйте его в индивидуальном порядке.

Судебная практика свидетельствует о целесообразности активного использования сторонами всех возможностей по внесудебному урегулированию спора, предоставленных им действующим законодательством. Отказ от примирения может влечь соответствующую оценку этого судом при взыскании санкций.

При обращении в суд и рассмотрении вопроса о назначении примирителя рекомендуем занимать проактивную позицию: выбирать и предлагать кандидатуры, реально соответствующие по критерию профессионализма существу спора, прилагать проект соглашения о примирении, содержащий варианты урегулирования спора, к ходатайству о назначении примирителя.

В примирительной процедуре для обеспечения реальной возможности выработки взаимовыгодных решений привлекайте к участию в переговорах руководителя. Оперативно согласовывайте условия соглашения о примирении в целях избегания необоснованного затягивания разрешения возникшего спора. Помните, что только юридически грамотно составленное соглашение о примирении станет гарантией защиты интересов вашего предприятия и заложит основы для последующего реального исполнения должником обязательств. При необходимости обращайтесь за консультацией по оформлению соглашения к примирителю. Инициируйте прекращение примирительной процедуры, как только возникают обоснованные предположения о злоупотреблении контрагентом процессуальными правами, направленном на затягивание судебного процесса.

Мария Родич,

старший юрист ИООО «Сорайнен и партнеры»,

магистр права

 

 * Примирительная процедура как способ разрешения споров сторон существует в Республике Беларусь с 2008 г.; до 31 января 2011 г. именовалась посредничеством.

** Срок примирительной процедуры не должен превышать 1 месяца в судах первой и кассационной инстанций, а также в исполнительном производстве, и 15 рабочих дней в суде апелляционной инстанции (ст. 156-1 ХПК).

* Перечень иных лиц и условия их привлечения устанавливаются Пленумом Верховного Суда Республики Беларусь.

* При урегулировании спора в части от 50 % уплаченной госпошлины производится возврат в сумме, пропорциональной размеру требований, по которым достигнуто соглашение.

Печать
В закладки
AA
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.