10 октябрь 2018
Статья 5 из 23 ( Материал id: 1426 Журнал id: 117425 )

Иск о ликвидации коммерческой организации как следствие признания недействительной ее государственной регистрации

Одним из последствий признания недействительной государственной регистрации коммерческой организации является ее ликвидация (п. 26 Положения о регистрации). В статье мы проанализируем подобные иски, реальные возможности и последствия их удовлетворения.

Документ:

Положение о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденное Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 1 (далее – Положение о регистрации).

 

Заявляется иск о ликвидации коммерческой организации

Государственные уполномоченные органы при обнаружении оснований для признания недействительной государственной регистрации коммерческой организации вправе обратиться в суд, рассматривающий экономические дела, с иском о признании государственной регистрации недействительной и взыскании с такой организации доходов в местный бюджет, и иском о ликвидации коммерческой организации (п. 26 Положения о регистрации).

Парадокс здесь проявляется в том, что правовая конструкция «ликвидация юридического лица» применяется к тем субъектам, которые существовали, а в данном случае ликвидационные процедуры должны применяться к субъекту, который признан «изначально не существовавшим».

 

Обратите внимание! Требование о ликвидации коммерческой организации может быть заявлено отдельно от требований о признании недействительной государственной регистрации коммерческой организации и о взыскании ее доходов в местный бюджет.

Однако, несмотря на указанную выше возможность подобного буквального толкования нормы п. 26 Положения о регистрации, считаем, что, исходя из существа отношений, все обозначенные 3 требования должны быть заявлены одновременно. Это объясняется тем, что если суд удовлетворяет требование о признании недействительной государственной регистрации коммерческой организации, то сразу же возникает вопрос о судьбе имущества такой организации, трудовых отношений с работниками и т.д.

Сколько бы мы ни рассуждали о том, существовал ли в правовой реальности субъект, государственная регистрация которого была признана недействительной, в реальности он все-таки существовал: заключал сделки, совершал иные юридически значимые действия. Следовательно, к нему необходимо применить процедуру ликвидации, так как именно процедура ликвидации в рассматриваемых отношениях, несмотря на то, что она противоречит сути «правовой реальности» хорошо вписывается в реальную действительность и, таким образом, примиряет их между собой.

Процедура ликвидации может решить и проблему очередности взыскания полученного такой коммерческой организацией дохода в местный бюджет и остальных требований, возникающих к ней при ликвидации, например требований о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, которые по закону удовлетворяются раньше обязательств перед бюджетом (п. 1 ст. 60 ГК).

Документ:

Гражданский кодекс Республики Беларусь (далее – ГК).

 

Если доход коммерческой организации, чья государственная регистрация признана недействительной, взыскивать в местный бюджет в порядке очередности, предусмотренной для удовлетворения требований кредиторов в рамках процедуры ликвидации (ст. 60 ГК), то следует четко определить, к какой именно очереди они относятся.

Поскольку взыскивается незаконно полученный доход, то он не относится ни к требованиям граждан, которым коммерческой организацией причинен вред жизни и здоровью, ни к оплате труда, выходных пособий, вознаграждений по авторским договорам и т.п., ни к требованиям, обеспеченным залогом. По нашему мнению, он также не относится и к задолженности по платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды.

Довольно часто любые платежи в бюджет ассоциируют с налогами, сборами и пошлинами. Однако норма ст. 6 НК указывает, что не являются налогами, сборами и пошлинами платежи, осуществляемые в рамках отношений, не регулируемых НК и иными актами налогового законодательства, а также платежи в виде штрафов и иных санкций за нарушение законодательства. При таком подходе незаконные доходы должны взыскиваться в рамках третьей очереди кредиторов.

Документ:

Налоговый кодекс Республики Беларусь (далее – НК).

Ликвидация организации, государственная регистрация которой признана недействительной, является принудительной ликвидацией по решению суда

Применительно к классификации принятия решения о ликвидации в рамках анализируемых отношений речь идет о принудительной ликвидации, решение о которой принимается судом.

Еще раз оговорим, что, несмотря на то, что с точки зрения права юридической личности коммерческой организации, чья государственная регистрация признана недействительной, никогда не сосуществовало, с позиции реальной действительности она существовала как субъект и совершала юридически значимые действия. Поэтому мы будем описывать процедуры как ликвидацию действительной коммерческой организации.

Ликвидируемая организация может от своего имени совершать сделки, необходимые для ликвидации

С момента вступления в силу решения суда о ликвидации коммерческой организации, государственная регистрация которой признана недействительной, осуществление операций по счетам такой организации, совершение ею сделок, не связанных с ликвидацией, не допускаются (часть пятая п. 1 ст. 59 ГК).

Однако такой коммерческой организации может потребоваться совершить ряд сделок, направленных на ликвидацию, в частности, связанных с отчуждением имущества. И такие сделки, мы считаем, должны быть признаны действительными.

Возможна противоположная точка зрения, которая отрицает право такой организации совершать сделки в целях ликвидации и базируется как раз на позиции изначальной недействительности такой организации и всей ее деятельности. Однако при таком рассмотрении проблемы неизбежно возникает вопрос: от имени какого субъекта должны совершаться сделки в процессе ликвидации этой коммерческой организации, если заключение таких сделок, например, потребуется для удовлетворения интересов кредиторов? Ответа на него нет, поскольку ни суд, принявший решение о ликвидации, ни ликвидатор не являются самостоятельными участниками имущественного оборота. В связи с указанным считаем, что первый подход должен превалировать над вторым.

К сожалению, в настоящее время отсутствуют и судебная практика, и какая-либо позиция законодателя по данному вопросу.

При ликвидации хозяйственного общества, государственная регистрация которого признана недействительной, должны быть выполнены соответствующие предписания законодательства о хозяйственных обществах

Поскольку мы рассматриваем процедуры и последствия признания недействительной государственной регистрации коммерческой организации любой организационно-правовой формы, то, по нашему мнению, все связанные с ликвидацией процедуры должны быть свойственны и хозяйственным обществам.

Так, после принятия решения о ликвидации хозяйственного общества состав участников общества не может быть изменен иначе, как по решению суда (часть шестая ст. 24 Закона № 2020-XII). Кроме того, в месячный срок после принятия решения о ликвидации хозяйственного общества его участники обязаны внести не внесенную ранее часть вкладов в уставный фонд и погасить задолженность по другим обязательствам.

Документ:

Закон Республики Беларусь от 09.12.1992 № 2020-XII «О хозяйственных обществах» (далее – Закон № 2020-XII).

Ликвидация может быть осуществлена в порядке экономической несостоятельности (банкротства)

Если стоимость имущества коммерческой организации недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, то такая коммерческая организация может быть ликвидирована только в порядке экономической несостоятельности (банкротства) (п. 4 ст. 57 ГК). Такой порядок установлен Законом № 415-З.

 

Документ:

Закон Республики Беларусь от 13.07.2012 № 415-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон № 415-З).

 

Считаем такой подход абсолютно правильным, иначе могли бы быть удовлетворены интересы одних кредиторов за счет ущемления интересов других кредиторов, так как только процедура банкротства дает возможность поддержания баланса интересов всех кредиторов и самой ликвидируемой коммерческой организации.

Суд назначает ликвидационную комиссию (ликвидатора)

При ликвидации коммерческой организации, чья государственная регистрация признана недействительной, все исполнительные функции переходят к ликвидационной комиссии (ликвидатору).

При принятии решения судом о ликвидации коммерческой организации на ее высший орган управления или иной орган, уполномоченный на ликвидацию коммерческой организации ее учредительными документами, а также на учредителей (участников) суд может возложить обязанности по осуществлению ликвидации коммерческой организации, в т.ч. по назначению ликвидационной комиссии (ликвидатора) (п. 3 ст. 57 ГК). Таким образом, суд может не сам назначить ликвидационную комиссию (ликвидатора), а делегировать эти полномочия иному лицу или органу. Подобное действие является правом суда, а не обязательным условием принятия судом решения о ликвидации, в связи с чем суд вправе и собственным решением назначить ликвидационную комиссию (ликвидатора).

При этом мы считаем, что суд не может делегировать право назначить ликвидационную комиссию (ликвидатора) самой организации, ликвидируемой по причине признания ее государственной регистрации недействительной. Это некорректно, поскольку существование самой организации является условным, о чем мы говорили ранее.

Суд, по нашему мнению, должен непосредственно применять п. 15 постановления Пленума ВХС № 18, в силу которого в случае, если суд придет к выводу о невозможности возложения обязанностей по ликвидации юридического лица на собственника его имущества (учредителей, участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию его учредительными документами, то при принятии решения о ликвидации в резолютивной его части суд указывает:

• о назначении ликвидационной комиссии с определением, как правило, ее персонального состава или ликвидатора;

• порядок и срок проведения ликвидации;

• срок для письменного уведомления кредиторов и других заинтересованных лиц о ликвидации юридического лица;

• сроки представления хозяйственному суду на утверждение промежуточного ликвидационного баланса и ликвидационного баланса;

• срок представления информации о ходе ликвидации.

При этом экономический суд, приняв решение о ликвидации, должен в 5-дневный срок со дня вступления его в законную силу направить его копию в регистрирующий и налоговый органы, независимо от того, являются ли они лицами, участвующими в деле (п. 15 постановления Пленума ВХС № 18).

Документ:

постановление Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 22.12.2006 № 18 «О некоторых вопросах рассмотрения хозяйственными судами дел о ликвидации юридических лиц и прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей» (далее – постановление Пленума ВХС № 18).

 

При ликвидации коммерческой организации назначается либо ликвидационная комиссия, либо ликвидатор. В соответствии с гражданским законодательством ликвидатор – это не председатель ликвидационной комиссии, а единоличный орган, альтернативный коллегиальному – ликвидационной комиссии.

У каждого из данных возможных решений имеются как положительные, так и отрицательные стороны. При назначении ликвидационной комиссии (коллегиальный орган) в коммерческой организации проще соблюсти интересы различных лиц. Однако у коллегиального органа могут возникнуть проблемы с принятием решений, так как необходимо согласовать волю определенного количества лиц.

Ликвидатор как единоличный орган в данной части имеет преимущество: он может принять решение без согласования с иными лицами. Кроме того, назначение единоличного ликвидатора позволяет сократить издержки, связанные с ликвидацией, а именно с оплатой труда членов ликвидационной комиссии.

Однако на практике предпочтение отдается назначению ликвидационной комиссии, а не ликвидатора. Это, возможно, связано с тем, что при принятии решений коллегиальным органом, как правило, правоохранительные органы реже возбуждают уголовные дела, по сравнению с принятием решений единоличными органами.

Белорусское законодательство в настоящее время не содержит ни количественных, ни «качественных» требований к составу ликвидационной комиссии.

Норма п. 16 постановления Пленума ВХС № 18 предусматривает только, что в состав ликвидационной комиссии могут входить:

• один из учредителей (участников), собственник имущества ликвидируемой коммерческой организации;

• руководитель ликвидируемой коммерческой организации;

• представители трудового коллектива;

• представители регистрирующего органа;

• представители органов местного управления и самоуправления;

• представители контролирующих и иных органов, в отношении которых экономический суд сочтет необходимым их участие в составе ликвидационной комиссии.

При этом включение в состав ликвидационной комиссии представителей контролирующих и иных органов является правом экономического суда, рассматривающего дело, и производится в зависимости от конкретных обстоятельств дела.

Количественный и персональный составы ликвидационной комиссии определяет экономический суд.

Наличие перечня персонального состава ликвидационной комиссии не говорит о том, что все указанные представители должны обязательно входить в ее состав. Экономический суд при формировании конкретной ликвидационной комиссии может включать в ее состав, как всех указанных лиц, так и лишь некоторых из них, а также привлекать иных лиц. То есть вопрос о персональном составе ликвидационной комиссии решается экономическим судом по его усмотрению, исходя из конкретных обстоятельств дела.

При этом норма п. 16 постановления Пленума ВХС № 18 исходит из того, что предложение по персональному составу ликвидационной комиссии, согласованное с соответствующими органами и лицами, направляется в суд сторонами по делу или одной из них. В нашем случае предложение по персональному состав у ликвидационной комиссии должен направить тот государственный орган, который обратился в суд с требованием о признании недействительной государственной регистрации коммерческой организации и ее ликвидации.

Кроме того, постановление Пленума ВХС № 18 предусматривает, что при отсутствии предложений персонально по представителям государственных органов экономический суд в решении вправе указать на необходимость включения представителей этих органов в состав ликвидационной комиссии и обязать органы определить конкретных лиц для работы в ликвидационной комиссии. В данном случае экономический суд опирается на положения ХПК, устанавливающего обязательность судебных решений, вступивших в законную силу. Вследствие этого решение суда о включении представителей соответствующих органов в состав ликвидационных комиссий обязательно для всех без исключения государственных органов и иных юридических лиц, а также для физических лиц. Экономический суд, по нашему мнению, вправе обязать и определенную коммерческую организацию направить своих представителей в состав ликвидационной комиссии другой коммерческой организации.

Документ:

Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь (далее – ХПК).

 

Председатель ликвидационной комиссии назначается из числа ее членов.

Председателем ликвидационной комиссии (ликвидатором) может быть назначено лицо, кандидатура которого представлена органом, обратившимся в экономический суд с иском о признании недействительной государственный регистрации коммерческой организации, а также о ее ликвидации, с его согласия. При этом председателем ликвидационной комиссии назначается, как правило, представитель государственного органа, обратившегося в экономический суд с иском о ликвидации коммерческой организации (или представитель государственного органа, вынесшего представление (предложение) о ликвидации) (п. 16 постановления Пленума ВХС № 18).

Экономический суд учитывает, что при наличии у ликвидируемой коммерческой организации задолженности перед кредиторами председателем ликвидационной комиссии (ликвидатором) не может являться собственник имущества (учредитель, участник), а также руководитель ликвидируемой коммерческой организации (часть пятая п. 6 Положения о ликвидации). Кроме того, в случае если уже непосредственно в процессе ликвидации обнаружится задолженность ликвидируемой организации перед кредиторами, собственник имущества (учредитель, участники) в месячный срок должен принять меры по замене председателя ликвидационной комиссии, если таковым назначен собственник имущества, учредитель, участник или руководитель ликвидируемой коммерческой организации (часть шестая п. 6 Положения о ликвидации).

Документ:

Положение о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденное Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 1 (далее – Положение о ликвидации).

 

Ян Функ, д-р юрид. наук, профессор,

Председатель Международного арбитражного суда при БелТПП

Печать
В закладки
AA
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.