11 ноябрь 2018
Статья 9 из 25 ( Материал id: 1462 Журнал id: 117585 )
Страница № 23

Договор госзакупки с 1 июля 2019 года: что изменится

С 1 июля 2019 г. вступят в силу изменения в сфере госзакупок. Как новый Закон изменит правила заключения договора госзакупки, порядок внесения в него изменений и расторжения, как изменятся перечень обязательных условий договора, а также обеспечение исполнения обязательств по договору госзакупки, читайте в статье.

Документ:

Закон Республики Беларусь от 17.07.2018 № 136-З «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее – новый Закон).

Документ:

Закон Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее – Закон о госзакупках).

 

В отношении договора государственной закупки можно выделить следующие основные новации:

1) изменился терминологический подход к данной категории договоров – вместо «договора на государственную закупку» используется термин «договор государственной закупки»;

2) предполагается заключение договора по результатам открытых конкурентных процедур госзакупок в виде электронного документа на ЭТП, и новый Закон четко регламентирует порядок заключения, изменения и расторжения такого договора;

3) именно сам заключенный договор, а не отдельные сведения размещается в ГИАС в реестре договоров;

4) не допускается изменение условий проекта договора, за исключением случаев, установленных новым Законом;

5) расширяется перечень условий договора, вносить изменения и дополнения в которые возможно только в случаях, регламентированных новым Законом (например, часть вторая п. 2 ст. 25 нового Закона) либо постановлением Совета Министров Республики Беларусь. В отличие от Закона о госзакупках, содержащего особые правила изменения условий договора на стадии его заключения или исполнения, новый Закон эти случаи не регламентирует и относит данный вопрос к компетенции Совета Министров;

6) разрешается заключать один договор с участником-победителем, признанным таковым по нескольким частям (лотам), если условия проектов договоров являются одинаковыми для всех частей (лотов). При централизации возможно заключение договоров участником-победителем с несколькими заказчиками.

Справочно:

ГИАС – государственная информационно-аналитическая система.

Справочно:

ЭТП – электронная торговая площадка.

 

Поскольку финансирование заказчика из бюджета осуществляется в течение календарного года, то договор государственной закупки заключается в пределах данного календарного года. Сохранена норма о возможности заключения договора на необходимый срок, т.е. более календарного года, если срок производства закупаемых товаров (выполнения работ, оказания услуг) составляет более календарного года. Однако исполнение такого договора должно осуществляться в пределах выделенных годовых ассигнований, предусмотренных для этих целей. При необходимости сумма уточняется ежегодно в договоре.

В новом Законе в отношении конкурентных процедур четко регламентированы момент, с которого можно приступать к заключению договора, общий срок заключения договора, а также сроки каждого из этапов заключения договора, изложенные ниже.

Общий срок заключения договора составляет не позднее 30 календарных дней со дня принятия решения о выборе участника-победителя. Срок рассмотрения жалобы уполномоченным государственным органом по государственным закупкам (не более 10 рабочих дней со дня приостановления процедуры государственной закупки) при этом не учитывается.

 

Обратите внимание! Момент, с которого можно приступать к заключению договора, – это истечение срока для обжалования.

 

В отношении государственных закупок в зависимости от вида процедуры госзакупки можно выделить следующие варианты порядка заключения договора:

– заключение договора по правилам ст. 24 нового Закона – при проведении открытого конкурса, закрытого конкурса, электронного аукциона, процедуры запроса ценовых предложений;

– заключение договора в порядке, установленном законодательством о товарных биржах, – при проведении биржевых торгов;

– заключение договора в порядке, установленном гражданским законодательством с учетом ряда статей нового Закона, – при проведении процедуры закупки из одного источника.

Заключение договора по правилам ст. 24 нового Закона по результатам проведения открытого конкурса, электронного аукциона и запроса ценовых предложений

Проект договора должен быть размещен заказчиком в составе документов, представляемых для подготовки предложения.

Условия заключаемого договора формируются на основе условий, указанных в документах, представляемых для подготовки предложения, предложении участника-победителя и протоколе выбора участника-победителя.

Если по результатам электронного аукциона на закупку товаров участником-победителем был выбран нерезидент Республики Беларусь, то условия заключаемого договора формируются на основе аукционных документов, предложения этого участника и протокола выбора участника-победителя. При этом обязательно вычитаются таможенные платежи, которые взимаются таможенными органами при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь, расходы на доставку товаров до пункта таможенного оформления, если они оплачиваются заказчиком.

Договор заключается в виде электронного документа (как вида письменной формы) путем его подписания электронной цифровой подписью уполномоченных должностных лиц заказчика и участника-победителя.

Этапы заключения договора в зависимости от наличия или отсутствия разногласий между заказчиком и участником-победителем по поводу условий проекта договора представлены на схеме.

Заказчик должен разместить на ЭТП проект договора в течение 5 календарных дней:

– либо со дня истечения срока для обжалования;

– либо со дня размещения в реестре жалоб решения, принятого уполномоченным органом по результатам рассмотрения жалобы (если имело место обжалование в уполномоченном органе).

В течение 3 рабочих дней со дня размещения проекта договора на ЭТП участник-победитель подписывает его.

Если же в проекте договора участник-победитель выявил несоответствие, то он размещает на ЭТП соответствующее уведомление с возражениями в течение 3 рабочих дней со дня размещения на ЭТП заказчиком проекта договора. Возражения можно подать только при несоответствии условий размещенного проекта договора условиям, указанным в документах, представляемых для подготовки предложения, и (или) условиям, содержащимся в предложении этого участника-победителя и (или) протоколе выбора участника-победителя.

 

Обратите внимание! В отношении одного проекта договора допускается размещение участником-победителем только одного уведомления с возражениями.

 

В свою очередь, заказчик в течение 3 рабочих дней должен рассмотреть такое уведомление. Если он согласен с возражениями, в т.ч. частично, то формирует и размещает на ЭТП проект договора, в котором полностью или частично учтены возражения, а также извещение о согласии учесть все либо отдельные возражения участника-победителя.

Если же заказчик не согласен с возражениями, то в этот же срок размещает на ЭТП извещение с указанием причин невозможности учесть возражения.

После того как заказчик разместил вышеуказанные извещения, участник-победитель должен в течение 5 календарных дней подписать проект договора на ЭТП.

Договор считается заключенным с момента его подписания на ЭТП участником-победителем и размещается в ГИАС.

В обязанности оператора ЭТП вменено направление уведомлений заказчику и участнику-победителю каждый раз после размещения какого-либо документа другой стороной.

Изменение и расторжение договора

Пункт 1 ст. 25 нового Закона устанавливает в качестве общего правила запрет на изменение условий договора при его исполнении в части предмета государственной закупки и требований к предмету государственной закупки, его объема (количества), порядка оплаты, сроков исполнения обязательств поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цены договора, ответственности сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора. Исключение будут составлять случаи, установленные Советом Министров Республики Беларусь.

Таким образом, именно Совет Министров должен определить основания для внесения изменений в вышеуказанные условия заключенного договора.

Остальные условия заключенного договора, по нашему мнению, можно изменять с учетом общих правил внесения изменений в договор.

Новеллой нового Закона является возможность замены товаров, являющихся предметом государственной закупки, в отношении которых заключен договор предмета. Так, при обоснованной невозможности исполнения договора поставщиком по согласованию с заказчиком допускается поставка товаров, являвшихся предметом государственной закупки, показатели (характеристики) которых являются аналогичными или улучшенными по сравнению с показателями (характеристиками), указанными в договоре (часть вторая п. 1 ст. 25 нового Закона).

Здесь хотелось бы обратить внимание на следующие моменты.

Во-первых, должна быть объективная невозможность исполнения договора по поставке товара (например, производитель товара снял товар с производства и соответственно поставщик, не являющийся производителем данного товара, не сможет осуществить его поставку).

Во-вторых, невозможность исполнения должна быть обоснована и подтверждена документально.

В-третьих, замена исполнения допускается только с согласия заказчика. Если он возражает, то никакой замены исполнения быть не может. Такого рода замена товара также является основанием для внесения изменений в договор.

 

Обратите внимание! Соглашение об изменении или расторжении договора совершается в той же форме, что и договор (часть первая п. 2 ст. 25 нового Закона), т.е. если договор заключался на ЭТП, то и внесение в него изменения или расторжение договора также производится путем размещения и подписания соответствующих документов на ЭТП.

 

Для внесения изменений в договор или его расторжения заказчик должен разместить на ЭТП проект соглашения об изменении или расторжении договора (если договор заключен по результатам открытого конкурса, электронного аукциона, процедуры запроса ценовых предложений). В течение 5 рабочих дней со дня размещения заказчиком проекта соглашения на ЭТП данный проект подписывается поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в порядке, предусмотренном п. 4 ст. 24 нового Закона. О размещении проекта соглашения поставщик (подрядчик, исполнитель) уведомляется оператором ЭТП.

Можно выделить следующие основания для расторжения договора:

– односторонний отказ от исполнения договора;

– расторжение договора по соглашению сторон;

– расторжение договора по решению суда.

По общему правилу не допускается односторонний отказ от исполнения договора заказчиком и (или) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в случае надлежащего исполнения договора другой стороной. Исключение составляют следующие случаи:

– если в ходе исполнения договора установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) не соответствовал требованиям к участникам, установленным документами, представляемыми для подготовки предложения, или представил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, что позволило ему стать участником-победителем процедуры государственной закупки, по результатам которой заключен договор;

– если поставщик (подрядчик, исполнитель) не предоставил обеспечение исполнения договора в порядке, предусмотренном п. 4 ст. 26 нового Закона.

В данной ситуации не имеет значения, надлежаще или нет исполняет поставщик (подрядчик, исполнитель) условия заключенного договора.

При расторжении договора по вышеуказанным основаниям заказчик размещает соответствующее уведомление на ЭТП, а поставщик (подрядчик, исполнитель) уведомляется оператором ЭТП.

Условия договора

Что касается требований к условиям договора, то договор по-прежнему должен содержать условия об ответственности сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора, а также о порядке оплаты и приемки заказчиком поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) на их соответствие предмету государственной закупки и требованиям к предмету государственной закупки и иным условиям договора.

В договор в обязательном порядке должно быть включено условие о сроках и порядке возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения обязательств по договору, и (или) банковской гарантии.

Обеспечение исполнения обязательств по договору

В отличие от Закона о госзакупках, который предоставлял право Совету Министров определять иные, кроме банковской гарантии или перечисления заказчику денежных средств, формы обеспечения исполнения обязательств, новый Закон исходит из закрытого перечня способов обеспечения исполнения обязательств по договору. Дело в том, что на сегодня Совет Министров не реализовал свое право на определение иных форм обеспечения исполнения обязательств, и на практике используются банковская гарантия или перечисление заказчику денежных средств.

Согласно новому Закону право выбора одного или нескольких видов предоставляемого обеспечения исполнения обязательств по договору принадлежит участнику-победителю либо участнику процедуры закупки из одного источника. Допускаются как предоставление банковской гарантии, так и перечисление заказчику денежных средств либо применение двух названных способов обеспечения в совокупности.

Новый Закон допускает возможность определения в законодательстве случаев, когда обязательно должно быть предоставлено обеспечение со стороны поставщика (подрядчика, исполнителя).

 

Обратите внимание! Сохранен подход в отношении бюджетных организаций о непредоставлении ими обеспечения.

 

Увеличен максимальный порог обеспечения с 15 % от цены договора по Закону о госзакупках до 30 % ориентировочной стоимости предмета государственной закупки по новому Закону. Так, согласно части второй п. 2 ст. 26 нового Закона размер обеспечения исполнения обязательств по договору не должен превышать 30 % ориентировочной стоимости предмета государственной закупки, а в случае, если договором предусмотрена выплата аванса, размер обеспечения исполнения обязательств по договору должен составлять не менее 50 % размера аванса.

Перечисление денежных средств заказчику должно быть осуществлено до заключения договора. Банковская гарантия предоставляется не позднее 30 календарных дней со дня заключения договора.

 

Юлия Амельченя, канд. юрид. наук, доцент кафедры гражданского и хозяйственного права Академии управления при Президенте
Республики Беларусь, медиатор центра «Медиация и право»

Ольга Бакиновская, канд. юрид. наук, доцент

Печать
В закладки
AA
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.