12 декабрь 2015
Статья 5 из 18 ( Материал id: 385 Журнал id: 106153 )
Страница № 18

Аттестация и аккредитация: разбираемся в процедурах

В настоящее время число процедур, с помощью которых государственные органы контролируют хозяйственную деятельность субъектов, увеличилось. Мы привыкли к лицензированию, сертификации, научились работать с техническим регламентами. Вместе с тем некоторые процедуры, например аттестация или аккредитация субъекта, остаются не совсем понятными. Кроме того, появились новые, в частности включение в тот или иной реестр. В этой статье мы разбираемся, что собой представляют такие процедуры и для чего они необходимы субъекту хозяйствования.

 

Аттестация

 

Ранее мы рассматривали суть лицензирования*, технического нормирования и подтверждения соответствия**. И если техническое нормирование все же по способам ведения и целям значительно отличается от лицензирования, то аттестация в последнее время стала использоваться как прямой его «заменитель». Ранее термин «аттестация» использовался в отношении:

– работников (госслужащих, научных работников) и прочих физических лиц (аудиторов, оценщиков, таможенных агентов, управляющих в процедуре банкротства, нотариусов, юристов, тренеров, гидов-переводчиков, экскурсоводов, с недавнего времени бухгалтеров и др.);

– рабочих мест по условиям труда;

– средств измерений.

В настоящее время он применяется и к юридическим лицам: отдельные виды архитектурной, градостроительной, строительной деятельности (их составляющие) по перечню, указанному в приложении 1 к постановлению № 252, осуществляются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями при наличии аттестатов соответствия, выдаваемых в порядке, установленном постановлением № 252 (подп. 1.11 п. 1 Указа № 26). Соответствующая деятельность без получения аттестатов запрещается. Помимо аттестации юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) введена также аттестация руководителей (управляющих) проекта.

 

Документ:

Перечень отдельных видов архитектурной, градостроительной, строительной деятельности (их составляющих), являющийся приложением 1 к Положению об аттестации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих отдельные виды архитектурной, градостроительной, строительной деятельности (их составляющие), выполнение работ по обследованию зданий и сооружений, утвержденному постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.03.2014 № 252 (далее – приложение 1 и постановление № 252 соответственно).

 

Документ:

Указ Президента Республики Беларусь от 14.01.2014 № 26 «О мерах по совершенствованию строительной деятельности» (далее – Указ № 26).

 

Суть аттестации по видам строительной деятельности заключается в оценке юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на соответствие квалификационным требованиям. Такие требования включают представление следующих документов:

1) копий документов, свидетельствующих о наличии системы управления и (или) контроля качества работ и услуг;

2) копий сертификатов соответствия работ в строительстве при осуществлении работ, подлежащих обязательной сертификации;

3) сведений о составе и профессиональной квалификации руководящих работников, специалистов и рабочих, работающих по основному месту работы;

4) сведений о наличии находящихся в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или на ином законном основании основных средств, необходимых для выполнения деятельности в области строительства, на право осуществления которой будет выдаваться аттестат соответствия;

5) информации о наличии находящихся в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении средств измерений и контроля, необходимых для контроля качества выполняемых работ и услуг, и их состоянии;

6) информации об объектах (работах, услугах), выполненных (оказанных) заявителем за последний календарный год;

7) информации о системе охраны труда, в т.ч. подтверждение проведения проверки знаний по вопросам охраны труда руководителя, его заместителей и ответственного за охрану труда и др.

Кроме того, физические лица представляют копии диплома о высшем и (или) среднем специальном образовании, трудовой книжки, свидетельства о повышении квалификации претендента по заявляемой специализации аттестации, заверенные нанимателем.

Аттестацию проводит уполномоченная организация – инженерное РУП «Белстройцентр». Срок действия аттестата – 5 лет.

Если сравнить с действовавшим до 2010 г. порядком лицензирования строительной деятельности, то предъявляемые в настоящее время требования к аттестации не только повторяют, но и расширяют действовавшие ранее лицензионные требования (например, указанные выше пп. 4, 5 и 6). Можно предположить, что аттестация юридических лиц является своего рода «скрытым лицензированием» и применяется для защиты внутреннего рынка работ (услуг) от нерезидентов.

 

Документ:

Положение о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 № 450 (далее – Указ № 450).

 

Справочно:

лицензирование ряда видов строительной деятельности было отменено Указом № 450, но в 2012 г. было введено техническое нормирование (сертификация) в отношении большого количества строительных работ, а с 1 января 2015 г. – аттестация отдельных видов строительной деятельности.

 

Аттестация физических лиц, осуществляющих определенные виды деятельности, представляет собой, по сути, прохождение квалификационного экзамена, основной целью которого является подтверждение профессиональных знаний (квалификации). Так, квалификационный экзамен (для аттестации) или тестирование (для подтверждения квалификации) предусмотрены при проведении аттестации на право получения сертификата профессионального бухгалтера и подтверждении квалификации физическими лицами, имеющими сертификат профессионального бухгалтера (п. 2 Положения № 94). Это требование установлено для руководителей бухгалтерских служб в страховых организациях и банках с обязательным получением соответствующего сертификата Минфина или Нацбанка (пп. 3–8 ст. 8 Закона о бухучете). Причем выданный сертификат профессионального бухгалтера надо подтверждать в дальнейшем не реже 1 раза в 2 года. Основным предварительным требованием является наличие высшего образования, предоставляющего в соответствии с законодательством Республики Беларусь право работать по специальности бухгалтера, и стажа работы по специальности бухгалтера не менее 5 лет, а также отсутствие неснятой (непогашенной) судимости.

 

Документ:

Положение о порядке проведения аттестации на право получения сертификата профессионального бухгалтера и подтверждения квалификации физическими лицами, имеющими сертификат профессионального бухгалтера, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 03.02.2014 № 94 (далее – Положение № 94).

 

Документ:

Закон Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее – Закон о бухучете).

 

Аналогичные требования установлены для аудиторов (ст. 24 Закона об аудиторской деятельности, Положение № 1098), только расширены возможности в части образования (высшее экономическое или юридическое, причем полученное за рубежом должно быть подтверждено свидетельством о признании документа Минобразования*) и снижен до 3 лет необходимый стаж работы по профессии.

 

Документ:

Закон Республики Беларусь от 12.07.2013 № 56-З «Об аудиторской деятельности» (далее – Закон об аудиторской деятельности).

 

Документ:

Положение о порядке проведения аттестации на право получения квалификационного аттестата аудитора и подтверждения квалификации аудиторами, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.12.2013 № 1098 «О некоторых вопросах аудиторской деятельности» (далее – Положение № 1098).

 

Необходимость прохождения аттестации для разных профессиональных групп также различается. Так, для юристов аттестация составляет квалификационное требование согласно Указу № 450 при получении юридическим лицом (не менее 2 человек) или индивидуальным предпринимателем лицензии на право оказания юридических услуг. Аудиторская организация для осуществления данного вида деятельности (нелицензируемого в данное время) должна иметь в своем штате не менее 5 аттестованных аудиторов, для которых эта организация является основным местом работы.

Аккредитация как термин используется в нескольких значениях:

1. Аккредитация как вид оценки соответствия, результатом осуществления которого является подтверждение компетентности юридического лица Республики Беларусь или иностранного юридического лица в выполнении работ по подтверждению соответствия или проведении испытаний объектов оценки соответствия (ст. 1 Закона об оценке соответствия). Ее результатом является получение аттестата аккредитации, что дает право на осуществление деятельности по подтверждению соответствия требования технических регламентов (далее – ТР) и государственных стандартов (далее – ГОСТ) в отношении третьих лиц.

 

Документ:

Закон Республики Беларусь от 05.01.2004 № 269-З «Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации».

 

Аккредитация является добровольной процедурой, ее результатом является получение заявителем статуса:

– аккредитованного органа по сертификации;

– аккредитованной испытательной лаборатории (центра), что подтверждается аттестатом аккредитации.

Целями аккредитации наряду с подтверждением компетенции соответствующих организаций и повышением доверия к их деятельности является также создание условий для взаимного признания результатов деятельности аккредитованных органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров) на международном уровне. Органом по аккредитации является Госстандарт, который утвердил Правила аккредитации, а также форму аттестата аккредитации.

 

Документ:

Правила аккредитации, утвержденные постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 31.05.2011 № 27 (далее – Правила аккредитации).

 

2. Аккредитация юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) на оказание услуг в области охраны труда, которая проводится подразделениями Минтруда и соцзащиты по установлению соответствия содержания и качества предоставляемых услуг в области охраны труда юридическими лицами (индивидуальными предпринимателями) требованиям законодательства об охране труда, включает подтверждение компетенции таких лиц и их включение в реестр юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), аккредитованных на оказание услуг в области охраны труда (ст. 23 Закона об охране труда, Инструкция № 28).

 

Документ:

Закон Республики Беларусь от 23.06.2008 № 356-З «Об охране труда» (далее – Закон об охране труда).

 

Документ:

Инструкция о порядке аккредитации юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) на оказание услуг в области охраны труда, утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16.01.2014 № 28 (далее – Инструкция № 28).

 

3. Государственная аккредитация учреждения образования – установление соответствия образовательной деятельности законодательству, содержания и качества предоставляемого образования требованиям образовательных стандартов, учебно-программной документации образовательных программ. Аккредитация проводится на соответствие заявленному виду, по каждой специальности либо по профилю (направлению) образования. Успешное прохождение подтверждается сертификатом о государственной аккредитации, что дает право на выдачу выпускникам документов об образовании (ст. 29 Кодекса об образовании; Положение № 820).

 

Документ:

Кодекс Республики Беларусь об образовании (далее – Кодекс об образовании).

 

Документ:

Положение о порядке проведения государственной аккредитации учреждений образования, иных организаций, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, и подтверждения государственной аккредитации, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.06.2011 № 820 (далее – Положение № 820).

 

Отдельные виды образовательной деятельности лицензируются. Но если лицензирование – это форма предварительного контроля, то аккредитация – текущего.

Иные виды аккредитации:

– аккредитация на товарной бирже, предоставляющая право на участие в биржевых торгах и заключение биржевых сделок в соответствии (Закон о товарных биржах);

– аккредитация на электронной торговой площадке для предоставления права доступа к участию в электронном аукционе при проведении государственных закупок (ст. 42 Закона о госзакупках);

– аккредитация журналиста СМИ, т.е. подтверждение права журналиста освещать мероприятия (ст. 35 Закона о СМИ, Положение № 2015);

– государственная аккредитация организации по коллективному управлению имущественными правами авторов (ст. 48 Закона об авторском праве);

– аккредитация на право ведения охотничьего хозяйства (Положение № 381) и др.

Приведенная информация подтверждает, что в некоторых случаях (отдельные виды образования) аттестация применяется дополнительно к лицензированию, в остальных – заменяет его. В отличие от лицензирования и аттестации госпошлина при аккредитации не взимается. Впрочем, в некоторых случаях установлена плата за совершение административных процедур.

 

Документ:

Закон Республики Беларусь от 05.01.2009 № 10-З «О товарных биржах» (далее – Закон о товарных биржах).

 

Документ:

Закон Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее – Закон о госзакупках).

 

Документ:

Закона Республики Беларусь от 17.07.2008 № 427-З «О средствах массовой информации» (далее – Закон о СМИ).

 

Документ:

Положение о порядке аккредитации в Республике Беларусь журналистов иностранных средств массовой информации, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25.12.2008 № 2015 (далее – Положение № 2015).

 

Документ:

Закон Республики Беларусь от 17.05.2011 № 262-З «Об авторском праве и смежных правах» (далее – Закон об авторском праве).

 

Документ:

Положение об аккредитации на право ведения охотничьего хозяйства, постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23.04.2014 № 381 (далее – Положение № 381).

 

Регистрация в реестре (регистре) – это еще один относительно новый способ контроля, чаще всего (хотя не всегда) наиболее либеральный. Реестр или регистр представляет собой информационный ресурс, служащий обычно:

информационной (административной) базой данных (например, Единый реестр государственного имущества, Национальный реестр правовых актов, Единый государственный реестр сведений о банкротстве, Государственный реестр бланков ценных бумаг и т.п.);

– базой данных правоустанавливающего (юридического) характера, включение в которую предоставляет субъекту какое-либо право (Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, Единый государственный регистр недвижимого имущества и др.).

В ряде случаев включение в реестр или регистр является допуском субъекта хозяйствования к соответствующей деятельности. Например, запрещена деятельность в сфере оказания бытовых услуг без включения в Реестр бытовых услуг и получения соответствующего свидетельства (подп. 2.1 п. 2 Указа № 371).

 

Документ:

Указ Президента Республики Беларусь от 24.07.2014 № 371 «О создании государственного информационного ресурса «Реестр бытовых услуг Республики Беларусь» (далее – Указ № 371).

 

Стационарный либо нестационарный торговый объект, торговый центр, рынок считаются созданными со дня внесения сведений о них в Торговый реестр (п. 3 ст. 13, п. 6 ст. 14, п. 3 ст. 15, п. 5 ст. 17 Закона о регулировании торговли). Однако данная процедура не является наделением правом субъекта, поскольку включению в реестр подлежат не субъекты, а имущественные объекты. Этим процедура включения в Торговый реестр принципиально отличается, например, от записи в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

 

Документ:

Закон Республики Беларусь от 08.01.2014 № 128-З «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь» (далее – Закон о регулировании торговли).

 

Особняком стоит процедура государственной регистрации издателей, производителей и распространителей в соответствии с Законом об издательской деятельности. В отличие от других аналогичных регистраций здесь заявительный принцип не действует (установлены определенные квалификационные требования, в частности, предусмотрен экзамен для издателей). У Мининформа имеются дискреционные полномочия, дающие право отказать в регистрации и включении и Государственный реестр издателей, производителей и распространителей. Срок государственной регистрации – 1 месяц, – также отличается от стандартного 15-дневного срока, установленного Указом № 450 и Законом об основах административных процедур. Такую государственную регистрацию можно считать особой формой лицензирования.

 

Документ:

Закон Республики Беларусь от 29.12.2012 № 8-З «Аб выдавецкай справе ў Рэспублiцы Беларусь» (далее – Закон об издательской деятельности).

 

Документ:

Закон Республики Беларусь от 28.10.2008 № 433-З «Об основах административных процедур» (далее – Закон об основах административных процедур).

 

 

Сергей Овсейко, канд. юрид. наук, канд. экон. наук,

юридический центр «Эрудит»

 

 

* См.: Овсейко, С. Как получить лицензию: разбираемся в процедуре // Я – юрисконсульт организации. – 2015. – № 9. – С. 54–59.

* См.: Овсейко, С. Техническое нормирование и подтверждение соответствия: разбираемся в процедурах // Я – юрисконсульт организации. – 2015. – № 11.

* См. ст. 102 Кодекса Республики Беларусь об образовании, Положение о порядке признания документов об образовании, выданных в иностранных государствах, и установления их эквивалентности (соответствия) документам об образовании Республики Беларусь, признания и установления соответствия периодов обучения, курсов высшего образования в организациях иностранных государств, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.07.2011 № 981.

Печать
В закладки
AA
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.